Обобщение опыта работы методического объединения учителей французского языка как второго иностранного ГОУ Гимназии № 63 Калининского района Санкт-Петербурга

Разделы: Иностранные языки


В этой статье мы попытались обобщить опыт работы методического объединения учителей французского языка гимназии №63 г. Санкт-Петербурга.

Высокий уровень овладения вторым иностранным языком в нашей гимназии достигается за счет интенсификации обучения, использования инновационных технологий, проектной и реферативной деятельности.

Нами разработаны рабочие учебные программы для реализации модели обучения второму иностранному языку с 5 класса на базе УМК “Синяя птица”.

Представлена система контроля и диагностики обученности учащихся.

Рассмотрена система внеурочной деятельности по французскому языку “ Bonjour, Madame la France ! ”

  • поэтические конкурсы;
  • литературные переводы художественных текстов;
  • конкурсы, игры;
  • защита рефератов с элементами исследовательской работы;
  • участие в районных, городских олимпиадах.

Завершает систему конкурсов Ассамблея достижений, на которую приглашаются сильнейшие ученики и вручается почетная премия по французскому языку “ Bonne chance ” .

Представлен еще один из способов повышения познавательного интереса к изучению второго иностранного языка – проектная деятельность.

Современное развитие общества делает популярным и востребованным многоязычное образование. Гимназическое образование предполагает знание нескольких иностранных языков. В гимназии № 63 г. Санкт-Петербурга французский язык сначала преподавался как углубленный основной. Сейчас, при основном языке английском, французский язык преподается как второй, что не снижает уровень овладения им.

Нами разработаны рабочие учебные программы для реализации модели обучения второму иностранному языку с пятого класса на базе УМК “Синяя птица” под редакцией Э.М. Береговской, А.Ю. Шашуриной – для 6-9 классов и УМК “Французский язык” (“Objectif”) под редакцией Е.Я. Григорьевой, Е.Ю. Горбачевой, М.Ф. Лисенко – для 10-11 классов. А также на основе “Федерального компонента Государственного стандарта (Основного общего и среднего (полного) общего) образования и программы “Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному” (Автор : Е.Я. Григорьева. М. : АПК и ПРО, 2002)

Выше перечисленные УМК рассчитаны на обучение французскому языку в общеобразовательной школе при 3 часах в неделю с 5 класса. Программы, разработанные нами, конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают распределение учебных часов по разделам и темам. Программы для 5-8, 10 классов рассчитаны на 70 учебных часов в году, для 9, 11 – на 68 часов в году из расчета 2 учебных часа в неделю.

Сразу стало понятно, что обучение второму иностранному языку имеет свои специфические особенности: нельзя его преподавать, как первый, основной язык. Высокий уровень овладения вторым иностранным языком в нашей гимназии достигается за счет интенсификации обучения, использования современных технологий, проектной и реферативной деятельности.

Усвоение лексико-грамматических, страноведческих знаний, формирование коммуникативных навыков, использование языковой догадки, участие в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием Интернета, использование мультимедийных технологий обеспечивают интенсификацию обучения второму иностранному языку и повышение образовательной мотивации учащихся.

В этой статье мы хотели бы проанализировать опыт работы методического объединения (МО) учителей французского языка гимназии, рассказать о системе учебной и внеурочной деятельности.

Работа МО учителей французского языка является составной частью аналитической деятельности гимназии, основные направления которой мы отражаем в плане работы нашего МО:

  1. Работа над методической темой ”Иноязычная коммуникативная компетенция как средство повышения образовательной мотивации и социализации учащихся на уроках иностранного языка”;
  2. Участие учителей МО в общешкольных , районных, городских мероприятиях;
  3. Повышение квалификации, педагогического мастерства учителей;
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам;
  5. Научно-исследовательская работа учащихся;
  6. Разработка учебных программ по французскому языку;
  7. Система контроля и диагностики обученности учащихся;
  8. Внеурочная деятельность (система конкурсов);

Современный образовательный процесс невозможен без психолого-педагогической диагностики. Нами разработана система контроля обученности учащихся. Именно система, так как в течение всего учебного года мы отслеживаем уровень усвоения материала, умения и навыки, приобретенные учащимися за определенный период обучения с помощью различных контрольных, диагностических, тестовых работ. Некоторые виды контроля выносятся на административный контроль, обсуждаются на Методическом Совете гимназии.

Четко спланированная система контроля позволяет проследить качество знаний по французскому языку в течение нескольких лет, отследить процесс языкового развития учащихся, сделать объективные выводы об успехах учащихся и разработать обоснованный педагогический прогноз.

Итоговый контроль в конце учебного года составляется на основе анализа предыдущего года, где учитываются проблемы, выявленные в результате проведения контрольных работ. (Приложение №1)

Анализировать качество приобретенных знаний, умений, навыков помогает и система внеурочной деятельности по предмету, где учащиеся в самостоятельной практической деятельности применяют эти знания, получают возможность развития ключевых компетенций и творческих способностей, учатся работать в коллективе.

Внеурочная деятельность занимает важное место в системе нашей работы, являясь продолжением учебного процесса. Ее основная цель: привлечь как можно больше детей к процессу творчества, дать возможность всем желающим проявить свои способности, таким образом, повысить познавательный интерес к предмету, образовательную мотивацию учащихся, и обязательно отметить, поощрить каждого ребенка за его достижения.

Традиционно учебный год в нашей гимназии заканчивается большим праздником –“Ассамблеей достижений”, на которую приглашаются лучшие ученики для награждения предметными премиями. Одной из таких премий стала разработанная нами предметная премия по французскому языку. Что мы вкладываем в понятие “премия”? Если обратиться к значению этого слова, то “премия – это поощрение в награду за что-нибудь”. Чтобы поощрить учащегося за отличную успеваемость по предмету, за активное участие во внеурочной деятельности школы, в районных и городских олимпиадах и тем самым повысить их интерес к изучению французского языка, стимулировать творчество, активность детей, дать возможность для самореализации, признать заслуги учащегося и учителя, необходима система поощрений. Так появилась идея создания премии по французскому языку ”Bonne chance ” Были разработаны основные ее положения и критерии. Чтобы стать лауреатом премии, нужно:

  • иметь отличную успеваемость по предмету;
  • активно участвовать во всех конкурсах, викторинах, олимпиадах
  • стать победителем в одном их них.

Для этой цели была разработана система конкурсов под названием “ Bonjour, Madame la Francе ! ” (Приложение № 2) Эта схема проста, доступна, ее легко организовать. Система конкурсов проводится по четырем основным направлениям: “ Poésie ”, “ Littérature ”, “Jeux et concours ”, “ Olympiade ” в течение всего учебного года, в некоторых участвуют все учащиеся с 7 по 11 классы. Основная цель: привлечь как можно больше детей к процессу творчества, дать возможность всем желающим раскрыть свое “я”, проявить свои способности, так как развитие личности проходит через желание самого ребенка участвовать в процессе творчества.

Вся работа строится по определенной схеме. Рассмотрим на примере 1 блока “ Poésie ” или французская поэзия для учащихся 6-11 классов.

Первый конкурс – это выразительное чтение стихов на французском языке. Сначала объявляется тема конкурса. Все учащиеся готовят и читают стихи в своей группе, лучшие выходят на класс, затем класс направляет победителей на общешкольный конкурс, который проходит по параллелям для учащихся 6-9 классов и 10-11 классов. Жюри, состоящее из всех учителей французского языка, определяет лучших чтецов, присуждает места. Призеры награждаются на торжественных общих линейках по окончании триметра и приглашаются на праздник французской поэзии, который завершает работу этого направления.

Следующие конкурсы – поэтический перевод французских стихов и иллюстрации к стихам французских поэтов проходят по той же схеме, но участвуют только желающие. Предоставляется широкий диапазон для развития творческих способностей учащихся.

Лучшие переводы печатаются в школьном литературном альманахе “Муравейник”. Имена всех победителей заносятся в Книгу достижений гимназии. Аналогично проводится работа по второму направлению “ Littérature ”. Это конкурс на лучший литературный перевод отрывка из произведений французских писателей.

Завершает систему конкурсов “Районная и городская олимпиады”, в которых принимают участие сильнейшие учащиеся. Все победители приглашаются на Ассамблею достижений.

Большое внимание мы уделяем научно-исследовательской деятельности учащихся.

Ежегодно в гимназии проходит день защиты исследовательских работ учащихся 9-11 классов. Методический совет гимназии разработал “Основное положение о рефератах ” и “Памятку для учащегося”. Мы предлагаем учащимся примерный вариант тем с элементами исследовательской деятельности или они могут выбрать тему самостоятельно. Например, “История на ладони: Лувр эпохи Генриха 1У”, “Людовик Х1У – Король –Солнце?”, “Традиции: русские и французские. Их возникновение и значимость для народа”. Реферат пишется и защищается на французском языке. Учащиеся, награжденные дипломом первой степени, принимают участие в общешкольной научной конференции “Шаги в науку ХХ1 века”. Приложение №3

Эта работа направлена на развитие социокультурной компетенции – приобщение учащихся к культуре, истории, традициям и реалиям страны изучаемого языка.

Еще одним из способов развития и повышения образовательной мотивации учащихся нашей гимназии является проектная деятельность. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющиеся практических заданий- проектов. Проект – это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Ему обязательно присуще творческая, поисковая деятельность, исследовательский элемент. Проект обязательно ориентирован на получение конечного результата. В процессе коллективной творческой работы учеников и учителей были разработаны и реализованы несколько проектов. Мы предлагаем вашему вниманию сценарий одного из них. Это литературно-музыкальная композиция “Романтическое путешествие в страну французской поэзии” - “ Voyage romantique au pays de la poésie française ”

Приложение № 4.

Таким образом, благодаря использованию различных инновационных технологий интерес учащихся нашей гимназии к французскому языку стабильно высок. “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра”. (Джон Дьюи)

 Приложение №5