Урок-зачет по теме "Имя числительное" (урок-экскурсия, 6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: Уточнить, закрепить и привести в систему полученные знания, проверить умения и навыки уч-ся.

Ход урока.

I.Организационный момент

II.Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

У нас сегодня необычный урок, а заочная экскурсия по нашему родному краю. Краснодарский край-это не просто уголок на карте, который занимает совсем небольшую площадь, это наша малая родина, где мы родились и выросли. Совершая путешествия в другие города, невольно сравниваешь знакомые с детства реки, моря, горы, леса, степи с тем, что предстает перед взором далеко за пределами родного края. И каждый раз убеждаешься, что нет краше и милее родной стороны. А еще мы с нетерпением ждем Олимпиаду 2014 года, которая состоится в г. Сочи.

(Запись в тетради вместо слов “Классная работа” “Путевой лист экскурсовода”, (ф.и. ученика))

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша экскурсия по Краснодарскому краю образовательная.

А что обозначает слово “экскурсия”?

Сообщение ученика: “Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.2. Организованный , сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

3. Фронтальный опрос.

Слайд 1.(приложение можно спросить у автора статьи) Читает учитель.

Административный центр Краснодарского края-г. Краснодар. Его площадь около 840квадратных километров, население-752 тысячи человек, что составляет 14,9% всего населения края. В составе края-38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, 21 поселок городского типа, 390 сельских округов, объединяющих 1719 сельских населенных пунктов.

В тексте много числительных. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как о части речи.

-Какие бывают числительные по значению и составу?

-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

-Как склоняются числительные? (“Устно просклонять 390 округов”)

-Заполните таблицу

Числительные

Количественные

Порядковые

целые

дробные

собирательные

Простые

       

Составные

       

4. Оформление записей в путевом листе.

Запишите словосочетания “сущ.+числ.” из текста.

-В каких числительных имеется мягкий знак в середине? Приведите пример из текста.

5. Слайд 2. Наш край многонационален.

Более 14 национальностей проживает на его территории. В 90-х годах 20 века сельские жители усиленно переселялись в города. На 1 февраля 2002 года городское население составляло 53%, а сельское 47%. Пенсионеры составляют 1/3 от общего кол-ва жителей.

-В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

-Как склоняются дробные числительные?

-Выпишите из текста в таблицу существ. с целыми и дробными числительными.

6. Наша экскурсия продолжается. (Текст читает выбранный ученик)

Слайд 3.

В 1895 году в Россию из Китая были завезены семена чая. Родиной русского чая является село Солохаул, расположенное на берегу реки Шахе на высоте 400 м. над уровнем моря. В 1901 году крестьянин И.А.Кошман посадил 800 кустов чая. Чайный куст - вечнозеленое растение. В тропиках он достигает 10 метров, а у нас же не более 1,5 метра.

-Определите стиль только что прослушанного текста.

-Как мы запишем словосочетание 1,5 метра?

-В какую графу путевого листа?

-Сколько падежных форм имеет это числительное?

Задания по вариантам:

1 вариант: На территории Краснодарского края обитает 400 видов птиц.
2 вариант: Современная площадь Кавказского государственного заповедника составляет 263300 га.
3 вариант: Основную ценность представляет самшит, который живет до 600 лет

-Произведите морфологический разбор имени числительного.

1 вариант: Запишите числительные 200,300,400 в им. падеже.
2 вариант: Сформулируйте правило написания в середине и на конце имен числительных.
3 вариант : Приведите пример числительных, которые склоняются, как сущ-е 3-го склонения.

7. Интересна информация и о животном мире нашего края.

Слайд 4.

После первой мировой войны в лесах левобережной Кубани насчитывалось не более 500 зубров, хотя в середине 19 века их было около 2000 голов. В 1940 году из степного заповедника Аскания-Нова завезли в Кавказский несколько животных. Пятеро из них прижились, и к 1987 году общая численность их составила 830 голов.

-Запишите в путевой лист в нужную графу числительное “пятеро”.

-С помощью чего образуются собирательные числительные?

-Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными. Запишите их в путевой лист.

-Что вы можете рассказать о собирательном числительном (оба) (обе)?

8. Вот и заканчивается наша экскурсия в современном городе Краснодаре. Последняя информация экскурсовода.

Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи.

Внесите последнюю запись в путевой лист.

Распределите имеющиеся в тексте примеры таким образом

  • Существительные:
  • Прилагательные:
  • Глаголы:
  • Числительные:
  1. От Анапы до Грузии на 400 км протянулись побережье Черного моря и южные склоны Кавказских гор.
  2. По запасам минеральных вод Отрадненский район занимает первое место.
  3. В краевом центре удвоилась сеть городского транспорта.
  4. В 1986 году за проезд в трамвае платили три копейки, а на проезд в троллейбусе давал право четырехкопеечный билет. Теперь единая плата на все виды транспорта-10 рублей или десятирублевый талон.
  5. Новые пятиэтажки, девятиэтажки построены за последние 5 лет.

9. Экскурсия закончена.

Последняя запись в листе - словарный диктант:

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллиард.

10. Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.