Обучение аудированию аутентичного текста на уроках французского языка в 8–9-х классах

Разделы: Иностранные языки


Анализ обязательного минимума содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки обучающихся на каждом этапе обучения показывает, насколько четко прослеживается преемственность между уровнями и как постепенно идет усложнение требований. Подготовка к государственной (итоговой) аттестации за курс основной и к единому государственному экзамену за курс средней общеобразовательной школы продолжается все годы обучения. Поэтому мы считаем важным, целенаправленно начинать данную работу уже на этапе обучения в 8-9 классах основной общеобразовательной школы.

Практикующие учителя и специалисты в области образования все чаще отмечают тот факт, что меняется менталитет обучающихся, которые не представляют своей жизни без широкого использования информационных технологий. Совершенно очевидно, что это важное обстоятельство не может игнорироваться и в преподавании иностранного языка. Учителя французского языка муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Новокузнецка в течение последних лет активно внедряют различные дидактические материалы, разработанные с использованием Интернет-ресурсов и ИКТ-технологий. Так, в 2009 году мы стали финалистами городского этапа конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», представили дидактические материалы по подготовке к ГИА в новой форме за курс основной общеобразовательной школы с использованием мультимедийных презентаций по всем темам учебника «Синяя птица» за 9 класс.

В 2008, 2009 годах нами разработаны, апробированы и внедрены в практическую деятельность методические рекомендации и дидактические материалы по обучению аудированию аутентичного текста для 8-9 классов.

При составлении данных материалов мы учитывали, что тематика аудио и видеотекстов на средней и старшей ступенях образования согласно требованиям Примерных программ по иностранным языкам должна представлять социально-культурную, социально-бытовую и трудовую сферы общения, а также социально-гуманитарную специализацию учащихся. Из требований четко следуют основные учебные цели аудирования:

а) аудирование с целью понимания основного содержания текста;
б) аудирование с целью относительно полного понимания текста;
в) аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.

Т.к. в современных требованиях делается особый акцент на формировании умений оценивать изучаемую информацию и выражать своё мнение по обсуждаемому вопросу, что способствует развитию критического мышления у подростков и выбору активной жизненной позиции, мы составили задания, которые, на наш взгляд, способствуют решению данных задач обучения. Кроме того, в обязательном минимуме учебных программ и требований ставится вопрос о необходимости развития умения воспринимать на слух различные типы текстов, что с успехом решают представляемые дидактические материалы: репортажи, интервью, рассказы, тележурналы, описания и т.д.

Логика представления наших учебных материалов совпадает с логикой изложения материала в учебниках «Синяя птица», а также соответствует предметному содержанию речи в 8-9 классах. Изучаемая в учебнике лексика активизируется и закрепляется в данных дидактических материалах в различных видах речевой деятельности: чтении и понимании, аудировании, монологической и диалогической устной и письменной речи.

Данные дидактические материалы составлены на основе видеофрагментов, подобранных в сети Интернет, в частности, на сайте YouTub.com. Видеоролики подбирались с учётом требований актуальности, современного характера (все они датируются 2008, 2009 гг.), учета интересов и склонностей подростков среднего и старшего возраста. Например, по теме «Спорт» подобраны сюжеты по популярным среди обучающихся видам спорта (футбол, лёгкая атлетика и др.), по экстремальным видам спорта (горный велосипед, парусный спорт  и др.), приводятся интервью с известными и популярными французскими спортсменами (Зинедин Зидан), актерами (Жан Рено, Пьер Ришар и др.).

Авторы материалов прослушивали данные фрагменты, самостоятельно составляли разного рода задания. Кроме того, привлекали обучающихся к данной работе в форме выполнения проектов по французскому языку.

Разработанный нами комплект материалов включает в себя методические рекомендации для учителя, распечатанные задания для обучающихся, видео сопровождение в электронном варианте. Видеофрагменты могут демонстрироваться различными способами: через мультимедийный проектор, на экране монитора, телевизора.

Список видеофрагментов в составе комплекта материалов:

8 класс

Тема «Спорт»:

    • Une entrevue avec Zinedine Zidane!
    • Le reportage «Marathon Nice-Cannes 2008»!
    • Le reportage de Tout le sport 34!
    • Le reportage «Jerome Le Banner, 26.05.2009»!
    • Le reportage «Trial en foret de Fontainebleau»!

Тема «Музыка»:

  • L’extrait «Le temps des cathedrales»!
  • L’extrait «Belle»!
  • Le reportage sur le tournage du clip par Kent!

Тема «Свободное время»:

  • Le pub sur les loisirs des Francais!
  • “Le journal en francais d’Altec. Les loisirs francais”!
  • Le pub  “La base de loisirs La Vallee bleue en Isere”!
  • Un sondage “Tu fais quoi pour les vacances”! 
  • Les films “Les centres des loisirs jeunes de la police” et “Plus de peur que de mal”!

Тема «Охрана природы»

  • Le film “Bien vivre la foret” sur la protection des foret et faites le teste!
  • Le pub  “20% d’energies renouvelables en 2020” et faites le teste!
  • les films publicitaires “Controle de l’utilisation des produits chimiques en Europe”, “Information du consommateur”, “Manger sainement, plus simple qu’avant”.

Тема «Франция и страны изучаемого языка»

  • Le pub “Lutter pour l’egalite salariale”
  • Le pub “Le voyage en Europe. Controle aux frontieres”
  • Une entrevue avec Aymeric Chauprade sur la situation demographique en Europe et en Russie.

9 класс

Тема «Путешествие во Францию»

  • Le pub “Les hotesses”
  • Le pub “Les pilotes et le personnel navigant”
  • Le pub “La vie a bord”
  • Le pub “La maintenance”

Тема «Путешествие во Францию. Выбор отеля»

  • Le pub “l’hotel «all saesons Paris Voltaire 11-e”
  • Le pub l’hotel «all saesons Evry»
  • Le pub l’hotel «all saesons Lille»
  • Le pub l’hotel «all saesons Nice Aeroport»

Тема «Достопримечательности Парижа»

  • Un film “Paris Ile-de-France vus du ciel filmes par Sylvain Augier”
  • Les films “Basilique du Sacre-Coeur”, “Cathedrale Notre Dame”, “Centre Georges Pompidou”, “Tour Eiffel”
  • Les films “Champs Elysees”, “Arc de Triomphe”, “Place de l’Etoile”, “Obelisque de la Concorde”

Тема «Музеи Парижа»

  • Le film “Le Louvre. La visite”
  • Les films “Monet, le peintre des lumieres” et “Les Nympheas, le grand reve de Monet”
  • Le journal televise “Quel est le secret du sourire de la Joconde?”

Тема «Страна изучаемого языка. Знаменитые люди. Средства массовой информации»

  • Une entrevue “Ca tourne. Samedi 28 fevrier”
  • “Pierre Richard au journal de 20h sur France 2 (4 octobre 2009)
  • Le film “Concentre de Louis de Funes”

Тема «История Франции. Известные исторические личности»

  • Les films “Versailles et Louis XIV”, “Louis XVI et Marie-Antoinette est un couple si different”, “Place de la Bastille”
  • Le film Napoleon, l’empereur francais
  • Les films “Chambord, l’enigme de Francois 1er” et “Nostradamus, Prophete de malheur”

Задания к видеоматериалам составлены для работы в трехступенчатой модели обучения аудированию. Ее описание имеется в работах многих известных отечественных и зарубежных методистов. В своей совокупности все 3 стадии представляют полный комплект методических приемов, направленных на развитие умений аудирования и обработку полученной информации.

Данная модель обучения аудированию включает 3 стадии:

  • До прослушивания;
  • Во время прослушивания;
  • После прослушивания.

Основной направленностью первой стадии до прослушивания является погружение учащихся в контекст предстоящего текста. В реальной жизни каждый из нас всегда слушает информацию с какой-то определенной целью: для понимания основного содержания или относительно полного понимания учебных диалогов, монологов, теле- и радиопередач. На второй стадии (первое и второе прослушивание) обучающиеся выполняют задания на понимание основного содержания и на относительно полное понимание текста (или на понимание деталей).

Следует отметить, что в связи с особенностями контингента обучающихся Центра (с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая запущенность и т.д.) учителем 8-9 классов предусмотрено также третье прослушивание текста, для слабоуспевающих обучающихся возможно применение пошагового прослушивания (по небольшим, на 2-3 задания теста, отрывкам).

Чаще всего после аудирования следуют задания на продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо (в условиях Центра с опорой на текст и др.). Учащимся может быть предложено в диалогической или монологической, устной или письменной форме обсудить содержание видеотекста, выразить свое оценочное отношение к нему, развить одну из идей.

Таким образом, формируя навыки аудирования аутентичных и оригинальных текстов с использованием тестовых заданий и упражнений, мы развиваем также такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение и письмо. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность при аудировании заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. Но в таком контексте аудирование уже не является пассивным видом речевой деятельности, так как приводит к привлечению продуктивных видов языковой деятельности на уроках и работает на развитие процессов слухового восприятия, помогает снять психологический барьер, который вызван трудностями в овладении языковым материалом, создает на уроке атмосферу заинтересованности, доброжелательности, поддержки, уверенности в своих способностях. Ниже в качестве примера приведена печатная карточка с заданиями к группе видеофрагментов “Basilique du Sacre-Coeur”, “Cathedrale Notre Dame”, “Centre Georges Pompidou”, “Tour Eiffel”:

I.

  1. Lis les titres de ces quatre films “Basilique du Sacre-Coeur”, “Cathedrale Notre Dame”, “Centre Georges Pompidou”, “Tour Eiffel” et dis quelque chose d’interessant sur ce theme.
  2. Relis les titres et retrouve le bon ordre des monuments selon leurs batiments.     

II.

  1. Regarde le film Cathedrale Notre-Dame et dis de quel ecrivain francais tu en as entendu parler.
  2. Regarde le film Tour Eiffel et dis quel moyen de transport on utilise pour y monter.
  3. Regarde le film Centre Georges Pompidou et appelle des mots internationaux.
  4. Regarde le film Basilique du Sacre-Coeur et dis quels personnages historiques on peut voir a sa facade principale.
  5. Regarde ces films pour la deuxieme fois et complete les phrases!

1. La cathedrale Notre-Dame est la plus visitee avec

a) l’Arc de Triomphe              b) le Louvre              c) la Tour Eiffel.

2. La cathedrale doit sa celebrite a

a) son hauteur grandiose
b) sa qualite architecturale
c) sa situation geographique.

3. C’est un veritable musee de l’architecture

a) romaine                 b) moderne                 c) gothique.

4. La Tour Eiffel est situee aux bords

a) de la Seine            b) de la Garonne         c) du Rhone.

5. Elle est construite par

a) Gustave Eiffel      b) Claude Eiffel           c) Gustave Tour.

pour l’exposition universelle

a) en 1886       b) en 1869            c) en 1889.

6. Les 7 300 tonnes de fer se repose sur

a) l’eau            b) le beton            c) la sable.

7. Le Musee Baubourg est le monument le plus

a) grand de Paris
b) reconnaissable de Paris
c) celebre de Paris.

8. Le Centre a ete inaugure en

a) 1877        b) 1977         c) 1933.

9. On trouve au musee

a) la plus grande bibliotheque de lecture publique
b) le plus celebre tableau du monde Mona Lisa
c) la plus grande orangerie de l’Europe.

10. Le Sacre-Coeur est construit entierement

a) en verre et en beton           b) en briques          c) en pierres blanches.

11. Quelles architectures a copie l’architecte

a) romane et visantine           b) gothique             c) romaine.

12. De quoi est encadree la facade principale

a) de trois colonnes               b) de deux statues              c) de quelques coupoles.

III.

1. Ecris une petite composition sur ces monuments de Paris.

Данный комплект материалов используется в работе учителями французского языка в 8а и 9аб классах МОУ ЦЛПДО. По предварительным итогам работы по внедрению материалов в I полугодии 2009-2010 учебного года наблюдается рост интереса к работе на уроке, мотивации к изучению французского языка. Слабоуспевающие обучающиеся, имеющие логопедические диагнозы (дислексия, дисграфия), смогли повысить учебные результаты по предмету за счет успешного выполнения работ по аудированию аутентичных текстов. Учитель планирует продолжить внедрение данных материалов в 3-4 четвертях. На данный момент учителями французского языка подобраны также видеофрагменты (мультфильмы, песни, считалки и т.д.) для младших школьников, в 2010-2011 учебном году планируется внедрить дидактические материалы по обучению аудированию аутентичного текста обучающихся 5-7 классов основной общеобразовательной школы.

Литература:

  1. Атватер И. «Я вас слушаю» М., 2000.
  2. Горчев А.Ю. Речевая тренировка и типология тренировочных упражнений в устной речи. – Иностранные языки в школе, 1977, №4.
  3. Елухина Н.В. Обучение аудированию на уроках французского языка в средней школе. М., 1984.
  4. Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика. М., 1998.
  5. Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса. – Вопросы психологии, 1977, №4.
  6. Мкртчан М.А. Методика «Взаимообмен заданиями». – Красноярск, Изд-во Краснояр. Ун-та, 1988.
  7. Сысоев С.П., Евстигнеев Л.И. Технология Веб 2.0. Использование социального сервиса подкастов при изучении иностранных языков. – Иностранные языки в школе, 2009, №6.
  8. Шемарулина Л.А. Качество языковой подготовки учащихся и пути повышения эффективности обучения. – Иностранные языки в школе, 1977, №4.
  9. Шапко А.П., Горчев А.Ю. Типовые задания для лингафонного практикума по устной речи. М., 1978.