Урок математики "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз". Урок математики "Решение логических задач". Урок русского языка "Суффикс и приставка - значимые части слова"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Решение логических задач.

Цели:

  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Ход урока.

Слайд 1.

Тема урока. “Решение логических задач”.

Ребята, сегодня у нас урок – игра. Нас ждут приключения с героем. Хотите узнать с кем?

Тогда начинаем!

Слайд 2.

Кто я?

Чтоб имя героя узнать,
Вам надо потрудиться.
Значения верные найти
И не ошибиться.

н – 14 · 1 г – 100 – 99 в – 6 · 6
е – 0 · 15  o– 7 · 7 с – 2 · 8
и – 9 · 9 к – 3 · 5

Решив примеры, заполняем таблицу.

16

14

0

1

49

36

81

15

с

н

е

г

о

в

и

к

Получилось слово “снеговик”.

Приключения Снеговика начинаются…

Слайд 3.

Логическая задача.

Дед Мороз попросил Снеговика отвезти подарки в лес зверятам. Снеговику нужно встать завтра утром в 9 часов. Вечером в 6 часов он завёл будильник на 9 часов и лёг спать. Через какое время Снеговика разбудит будильник?

Ответ: через 3 часа, в 9 часов вечера.

Когда же надо было завести будильник? (после 9 часов вечера).

Скорее надо бежать, чтобы успеть доставить подарки!

Слайд 4.

Скорее в путь!

Ребята, помогите Снеговику!

Задание: наведите порядок в этих рядах чисел и Снеговик продолжит путь. Где здесь “лишние” числа и почему они “лишние”?

Забросаем снежками “лишние” числа!

  • 10, 20, 30, 40, 55, 60. (55 – не круглое число)
  • 0, 7, 14, 21, 27, 35. (27 – не делится на 7)
  • 1, 2, 31, 4, 5, 6. 7. (31 – не первого десятка)
  • 24, 11, 13, 15, 17, 19. (24 – число не второго десятка).

Слайд 5.

Логическая задача.

Не теряя ни минуты, Снеговик вызвал такси и помчался. Каждое колесо машины проехало 50 км. Какое расстояние проехала машина?

Ответ: машина проехала 50 км.

Физминутка. На слайде 5 гимнастика для глаз. Щелчок по снежинке.

Слайд 6.

В мешке у Снеговика 8 игрушек. Мишек столько же, сколько кукол, но в 2 раза меньше, чем машинок. Сколько каких игрушек в мешке у Снеговика?

Ответ: кукол – 2, мишек – 2. машинок -4.

Проверка: 2 + 2 + 4 = 8 (игр.)

Слайд 7.

Наряжаем ёлку!

А в это время Лисёнок, Медвежонок и Зайка наряжали ёлку колокольчиками, шишками и звёздочками. Лисёнок повесил на ёлку не шишки. Зайка не вешил звёздочки и шишки.

Кто какие игрушки повесил на ёлку?

Решение:

 

Лисёнок

Медвежонок

Зайка

колокольчики

-

-

+

шишки

-

+

-

звёздочки

+

-

-

Слайд 8.

Благополучно добрался Снеговик в лес к зверятам. Мы ему в этом помогли.

Так давайте устроим большой хоровод! И подарки под ёлкой нас ждут!

Итог урока. Какие задачи было легко решить? Где были затруднения?

Какую из этих задач ты хотел бы задать своему другу?

3 класс

Тема урока: Слайд 1.

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

Цели урока:

  1. Закреплять умение решать задачи на уменьшение в несколько раз.
  2. Сравнить задачи на уменьшение в несколько раз и на несколько единиц.
  3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, знание таблиц умножения и деления.
  4. Развивать образное мышление, умение рассуждать.

Ход урока.

І. Сообщение темы урока.Слайд 2.

Нас ждут задачи и примеры,
Смекалку будем развивать.
И знанием таблицы умножения
На уроке будем мы блистать.

ІІ. Устный счёт.

Слайд 3. “Продолжи ряд чисел”.

Второй ряд чисел: 9, 6, 15, 18, 21, 24.

Слайд 4. “Сколько треугольников на чертеже?”

На чертеже 9 треугольников.

ІІІ. Работа над новым материалом.

Слайд 5.

Решение задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Таня сорвала для салата 6 помидоров, а огурцов в 3 раза меньше. Сколько огурцов сорвала Таня?

Разбор задачи по иллюстрации.

- Сколько помидоров сорвала Таня? (6)

- Что сказано про огурцы? (их в 3 раза меньше)

- Что значит “ в 3 раза меньше”? (6 помидоров разделить на 3 равные части и огурцов будет столько, сколько в одной части помидоров).

МП связь: как напишем слова помидоров, огурцов?

(слова из словаря)

Краткая запись условия задачи, решение и ответ.

Слайд 6.

Решение задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Для приготовления фруктового салата Оля взяла 5 груш, а бананов на 3 меньше. Сколько бананов взяла Оля?

- Что известно в задаче? (количество груш)

- Каков вопрос задачи? (Сколько бананов взяла Оля?)

- Можем сразу ответить на этот вопрос? (Да.)

- Что значит “на 3 меньше”? (столько же, сколько груш, но без трёх).

Слайд 7.

Работа по учебнику: с. 35 № 2.

“Начерти два отрезка”.

- Как узнать длину второго отрезка?

1) Отрезок надо разделить на 2 равные части и взять длину одной части – это и будет длина второго отрезка.

Запишем действие: 10 : 2 = 5 (см)

2) Второй отрезок будет 10 см, но без 2 см.

Запишем действие: 10 – 2 = 8 (см)

Слайд 8.

Выводы.

- Что значит “в 2 раза меньше”? ( Отрезок надо разделить на 2 равные части и взять длину одной части – это и будет длина второго отрезка).

- Что значит “на 2 меньше”? (Столько же, но без 2).

- Почему первая задача решается делением, а вторая – вычитанием?

Выводы: число, которое меньше в несколько раз, чем данное, находят делением. число, которое меньше на несколько единиц, чем данное, находят вычитанием.

Слайд 9.

ІV. “Закрепление знаний таблицы умножения и деления”.

Повторяем таблицу деления на 2, 3, 4.

Работа выполняется по вариантам. Последующая проверка.

Слайд 10.

V. Итог урока.

- Какие задачи решали на уроке?

- Чем эти задачи отличались? (условием и решением).

- С каким заданием справились быстро?

- Какие задания заставили задуматься?

- Какое задание больше всего понравилось?

Тема урока: Слайд 1.

“Суффикс и приставка – значимые части слова”.

Цели урока:

  1. Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.
  2. Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;
  3. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставки и суффиксов.
  4. Развивать логическое мышление.

Ход урока.

Слайд 2.

І. Словарная работа.

Чтобы узнать слово, с которым мы сегодня познакомимся, нужно отгадать кроссворд.

  1. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
  2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
  3. Летит – молчит, лежит – молчит, а когда умрёт – тогда заревёт. (Снег)
  4. Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
  5. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
  6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Погода)

- Что общего между словом погода и отгадками?

- Что такое погода? Какая бывает погода?

- Запишите слово погода.

Объясните смысл пословицы:

Сидеть у моря, ждать погоды.

Слайд 3.

ІІ. Новая тема.

1. Знакомство с приставкой.

Прочитайте слова.

Выходить, заходить, переходить, уходить.

- Что общего в этих словах? (Корень)

Выделить корень слов.

- Как называются эти слова? (Однокоренные)

- Чем отличаются слова? (Значением)

- Какая часть слова придаёт им разное значение?

(Которая стоит перед корнем)

Эта часть слова называется приставкой. Выделите приставку в словах.

2. Образование слов с помощью приставок. Слайд 4.

Прочитайте правило о приставке.

Образуйте однокоренные слова с помощью приставок.

- Как изменился смысл слова, если перед корнем появилась приставка?

Именно приставки создают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия.

Физминутка “На море”

3. Игра с приставками. Слайд 5.

- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: В - ! Что вы сделаете?

(Входим в дом)

- А если скажу: У - ? (Уходим от дома.)

- Об - ? (Обходим дом.)

- От - ? (Отходим от дома.)

- Какой же вывод можно сделать из игры?

(В каждой приставке есть свой смысл.)

- Верно. Поэтому мы и понимали друг друга.

4. Понятие о суффиксе. Слайд 6.

- Прочитайте, что такое суффикс. Образуйте новые слова с помощью суффикса.

- Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

ІІІ. Обобщение. Слайд 7.

- Какая часть слова служит для образования новых слов?

- Где в слове стоит приставка?

- Где в слове стоит суффикс?

- Что общего у приставки и суффикса?

Разбор слов по составу.

Слайд 8.

Что сегодня вам понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Благодарю за хорошую работу!

Приложение