Образовательные технологии в обучении на уроках географии

Разделы: География


Цели.

Образовательная: повторить и обобщить полученные знания по разделу “План местности и географическая карта”, осуществить межпредметные связи географии с экономикой и музыкой.

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учеников.

Воспитательная: осуществлять экономическое и эстетическое воспитание.

Тип урока: по дидактическим целям: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер с мультимедийным оборудованием, слайды, атласы, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Ориентировочно-мотивационный этап.

1 слайд (тема урока). Презентация

Сегодня у нас заключительный урок по теме “План местности и географическая карта”. Мы должны с вами повторить и обобщить полученные знания по данной теме. Причем, каждый из вас будет в ходе урока оценивать себя сам. Если вы правильно отвечаете на вопросы, ставьте на полях своей тетради по одному баллу за каждый правильный ответ.

Сегодня мы будем не просто учениками, а членами ОАО (открытого акционерного общества). А кто слышал или знает, что такое открытое акционерное общество?

ОАО – организация, созданная для получения прибыли. Члены этой организации объединяют свои средства для приобретения некоторого предприятия, а взамен получают акции (ценные бумаги, которые свидетельствуют о том, что их держатели-акционеры имеют право на часть имущества предприятия. Когда предприятие начинает приносить прибыль, владелец акций может получить часть этой прибыли-дивиденды. А тот, кто скупит более половины всех акций, может получить полный контроль над деятельностью ОАО.

3. Операционно-исполнительный этап.

2 слайд (таблица)

Как будет называться наше ОАО, вы узнаете, если по своим ответам на мои вопросы вы найдете в таблице соответствующие буквы и составите из них слово.

  1. Чему равен именованный масштаб, если численный 1:1000? (Е)
  2. Именованный масштаб в 1 см -1 км. Чему равен численный масштаб? (С)
  3. Длина экватора? (С)
  4. Сколько километров достигает длина дуги 10 меридиана? (Н)
  5. Высота нивелира? (А)
  6. Градусная длина окружности экватора? (Т)
  7. Сколько градусов составляет дуга меридиана? (Л)
  8. На сколько градусов удален Северный полюс от экватора? (А)
40075 км С 111 км Н 1 м А
180° Л 360° Т В 1 см – 10 м Ё
90° А 1:100000 С 20000 км Р

Какое название получилось? (Сластёна) Что за ОАО может быть с таким названием? У нас будет кафе “Сластёна”.

3 слайд (кафе “Сластёна)

Теперь выясним, кто может стать акционером. Поскольку наш класс является открытым акционерным обществом, в него может вступить каждый, купивший акцию нашего предприятия. В качестве платы мы будем принимать заполненные анкеты. На столах у вас лежат листочки с кроссвордом. Я буду читать вопросы, а вы заполняйте кроссворд каждый самостоятельно.

4 слайд (кроссворд без ответов)

1. Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на чертеже? (Масштаб)

2. Величина дуги меридиана в градусах от экватора к северу или югу от заданной точки? (Широта)

3. Прибор для измерения относительной высоты? (Нивелир)

4. Самая длинная параллель? (Экватор)

5. Линия, условно проведенная по поверхности земли параллельно экватору? (Параллель)

6. Чертеж, который изображает земную поверхность на плоскости в уменьшенном виде? (План)

7. Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке? (Азимут)

8. Уменьшенное изображение на плоскости? (Карта)

9. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана к западу и востоку от заданной точки? (Долгота)

10. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось? (Полюс)

А сейчас проверьте сами себя.

5 слайд (кроссворд с готовыми ответами)

Итак, мы собрали акционеров. Но для того, чтобы открыть свое кафе, наше ОАО должно в первую очередь приобрести помещение.

6 слайд (рисунок двух домов с географическими координатами)

Вот перед нами два дома. Один из них, явно занят, а вот второй под вопросом. Давайте получше рассмотрим первый дом. Может быть, это нам подскажет, как разрешить вопрос с приобретением второго дома. Что должно находиться под вопросом в окошке второго дома в аналогии с первым? (Определяем географическую долготу). Второй дом раскрыл нам тайну своего вопроса, что дает нам возможность начать свое дело в этом доме.

Все мы хотим, чтобы наше кафе приносило большую прибыль, а мы получали бы высокие дивиденды. Что же нам сделать, чтобы наши дела пошли в гору? (Высказывания учеников)

Итак, нам нужно:

1. Чтобы кафе располагалось в удачном месте, отремонтировать помещение и купить подходящую мебель.

2. Обеспечить музыкальное оформление.

3. Приготовить хорошее угощение для посетителей.

4. Дать рекламу в средства массовой информации.

Какие объекты могут быть рядом с кафе?

7 слайд (условный знак “школа”)

8 слайд (условный знак “кустарник”)

9 слайд (условный знак “фруктовый сад”)

10 слайд (условный знак “линия электропередач”)

11 слайд (условный знак “шоссе”)

12 слайд (условный знак “озеро”)

13 слайд (условный знак “грунтовая дорога”)

14 слайд (условный знак “кафе”)

15 слайд (условный знак “дома”)

Ваша задача теперь - расположить данные объекты вокруг кафе. Чертим план местности в тетрадях.

А вот мое предложение.

16 слайд (план местности с предложенными условными знаками)

Итак, проблема с покупкой кафе решена.

В нашем кафе будет уютно, если в нем зазвучит легкая музыка. Из небольших фрагментов песен найти географические термины или их применение и дайте им объяснение.

(Звучат музыкальные отрывки)

Муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского “Там за облаками”.

(Географический термин – “горизонт”); Приложение 1

Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова “Обнимая небо”.

(Географический термин “высота”: относительная и абсолютная); Приложение 2

Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева “Наша школьная страна”.

(Географический термин “глобус”); Приложение 3

Муз. И. Николаева, сл. И. Резника “Маленькая страна”.

(Географический термин “географические координаты”. Приложение 4

Итак, с музыкальным оформлением вопрос решен. Теперь следует подумать, что будет в меню. Поскольку наше кафе называется “Сластёна”, какие сладкие изделия должны в нем быть? (Ученики перечисляют)

Булочки, пирожные, торты должны вызывать наплыв желающих их отведать. Наши сладкие изделия должны быть не такими, как у конкурента. Чтобы они были единственными в рабочем поселке.

Потренируем свою изобретательность на географических заданиях.

Самостоятельная работа работа

1 вариант

  1. Определить объект: 15° с.ш.14° в.д.
  2. Определить координаты: г. Берлин
  3. Какой город будет восточнее: Омск или Норильск?
  4. Вы шли по направлению с азимутом направлению с азимутом  90°. По какому азимуту вы будете возвращаться?
  5. Можно ли совершить кругосветное путешествие вокруг Земли, двигаясь с запада на восток по экватору?

Объясните почему.

2 вариант

1. Определить объект: 33° ю.ш.18° в.д.

2. Определить координаты: г. Вашингтон

3. Какой город будет южнее: Омск или Новосибирск?

4. Вы шли по Вы шли по направлению с азимутом 270°. По какому азимуту вы будете возвращаться?

5. Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север?

Объясните почему.

Тетради с самостоятельными работами сдать в конце урока. Оценки за их выполнение будут выставлены на следующем уроке.

Мы завершаем кондитерский этап. Итак, у нас сегодня в кафе “Сластёна” ОАО 6 “б” класса шутливое меню:

17 слайд (таблица с наименованием изделий и их ценой)

Наименование изделия Цена
Булочка В подарок
Мороженое Бесплатно
Торт На память
блинчики Просто даром

Осталось выполнить последний пункт нашего плана – предложить рекламу нашего кафе “Сластёна” в стихотворной форме.

(Ученики предлагают)

А вот моя реклама:

18 слайд (реклама)

По пути вам или нет,
Все же вам дадим совет:
Отложи все на потом,
А сейчас в наш сладкий дом
Поспеши скорее к нам
Обещаем радость вам.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

А) Посчитайте количество баллов.

(23-26 баллов “5”)

(19-22 “4”)

(15-18 “3”)

Б) Рефлексия (оценка урока). На листочках с нарисованными мордашками нарисуйте улыбающийся ротик, если урок понравился; прямую черточку – хороший; угрюмую – не понравился.

слайд “Спасибо за урок!”