Творческий проект "Сезонные изменения в природе: осенние явления"

Разделы: Начальная школа


«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»

Китайская пословица

Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;

Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

Задачи:

  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
  • способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • магнитофон;
    • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
    • репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
    • И.С.Остроухов «Золотая осень»;
    • И.Э.Грабарь «Рябинка»;
    • аудиозапись «Лесная азбука».
  • Для учеников:
    • фотографии, иллюстрации об осени;
    • разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
    • карточки с народными приметами, загадками;
    • акварель, альбомные листы чистой бумаги;
    • книги об осени;
    • дневник наблюдений.

Проблема урока: раскрыть тайны осени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

1 этап

Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.

Куда: Урюпинская средняя общеобразовательная школа.
Кому: ученикам 2 класса
Обратный адрес:  Заячья поляна леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.
Лесная поляна.

– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?

Проблема: Раскрыть тайны осени.

III. Формирование знаний, умений, навыков

– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно распределиться по командам.

Игра «Дружные ребята»

Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, придумать название команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

Загадки на тему «Животные»

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)

Загадки на тему «Погода»

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)

Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)

Загадки на тему «Здоровье»

С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)

С одного бока – лес,
А с другого – поле.  (Шуба, пальто)

«Добро пожаловать, осень!»

Задание командам: написать письмо зайцам.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по  тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.

Работа с календарём погоды

Дата Облачность Тепло, холодно Осадки
       

2 этап

Остановка «Осенняя»

Чтение стихов об осени, в  которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.

ПОГОДА

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

РАСТЕНИЯ

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ЖИВОТНЫЕ

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

ЗДОРОВЬЕ

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Физпауза

«Рябинка»

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.

Остановка  художников «Волшебное письмо»

В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.

Остановка «Копилка народной мудрости» –  знатоков народных примет, пословиц.

ПОГОДА

Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую  осень.

ЗДОРОВЬЕ

Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

ЖИВОТНЫЕ

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.

«Осень»

Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По  ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

«Скворушка прощается»

Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)

Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев:

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев.

«Зверобика»(«Здоровье)

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!

«Во поле берёза стояла»

Русская народная песня («Растения»)

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла

Некому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.

Остановка «В гостях у пернатых»

Слушание птичьего пения и определение голосов.

Остановка «Листопад»

Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют газету  с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждая команда готовит своё сообщение.

IV. Итог урока

3 этап.

Подведение итогов

  • Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
  • Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
  • Рефлексия «Волшебное дерево».
  • Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
  • Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из  телефильма «Незнайка с нашего двора»)