Урок русского языка с использованием технологии проблемного диалога

Разделы: Начальная школа


Тема: «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы».

Основные цели:

  • Рассмотреть слова с проверяемыми согласными на конце слова.
  • Рассмотреть способы проверки слов с проверяемыми согласными на конце слова.
  • Научиться графически обозначать на письме новую орфограмму.
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Развивать организационные общеучебные умения, в том числе самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Тихо все, ребята, встали
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

– Сегодня на уроке русского языка я, надеюсь,  на наше сотрудничество и как результат мы получим новые знания.
Откройте свои тетради, запишите – число, классная работа и на полях нарисуйте в кружке своё настроение.

II. Сообщение темы и цели урока

1) Минутка чистописания

Открываем тетрадь по чистописанию с.55 урок 134 («тетрадь по чистописанию» автор М.А. Яковлева, издательство «Баласс»).

– Написание каких букв сегодня вспомним?
– Какие общие  элементы? (у з д).
– Как данные буквы можно разделить на группы? По какому признаку?
– Прочитайте слова
Груз, труд, медведь, мороз.
– Назовите признаки данных слов.
– Рядом напишите данные слова в звуках.
– Сравните написание и произношение данных слов. Что вы заметили? Чем они отличаются?
– Где находятся эти звуки в слове?
– Что произошло со звонкими согласными на конце слова?

2) Откройте учебник с.136 ( «Русский язык» 2класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.    Бунеева, О.В. Пронина, издательство «Баласс».

– Прочитайте название новой орфограммы.
– Значит, какая тема нашего урока? ( записываем тему урока на доске).
– Чему будем учиться?

3. Работа над новым материалом. Наблюдение

1) На доске:

Арбуз, шкаф, клюв, кот, сад, мост.

– Какой звук слышится на конце слова? А какая буква написана?
– Почему произошло оглушение звонких согласных на конце слова?
– Значит, с какой проблемой мы опять встретились?
– Какие есть гипотезы для решения этой проблемы? Как узнать в каком случае на конце слова пишется звонкий согласный или парный ему глухой?

Дети выдвигают свои гипотезы, учитель их все фиксирует на доске, не отодвигая ни одной. Кивает головой «Так».  (Думаю, что обязательно будет предложена – проверка новой орфограммы путём изменения формы слова и подборки однокоренных слов, т.к. на предыдущих уроках было знакомство с безударной гласной, где использовались эти способы проверки).

2) Идёт проверка гипотезы.

– Согласны с этой гипотезой? Почему?
– Кто думает иначе?
(Если общее побуждение не срабатывает, ввожу подсказку, наталкивающую на довод за или против гипотезы. В крайнем случае сообщаю аргумент или контраргумент. Сначала проверяем все ошибочные версии, а в последующую – решающие.)
Проверим эти способы для новой орфограммы.
Арбуз. Изменим форму слова – арбузы. Ясно и чётко слышим [з].
Проверим второй способ – подобрать однокоренное слово: арбузик.
– Подходят ли эти способы проверки. Проверим их на других словах.
– Сделаем вывод, как мы смогли проверить парный согласный на конце слова?
Вывод: чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

4. Работа по   учебнику с.137 упр.238

– Прочитайте столбики слов.
– Какой ещё способ проверки дан в упражнении?
– Прочитайте вывод в учебнике на с.138, который сделали авторы нашего учебника и сравните с нашим выводом.

Физминутка

Упражнения выполняются в кругу.

– Выполняем физминутку и надо запомнить слово с новой орфограммой.

Эй, ребята, что вы спите?
На зарядку становись!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе мы весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо-влево,
Руки вверх, руки вниз.
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головой!
Руки вверх перед собой!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг. И снова стой!
Повернись направо к другу
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу
Левую дай другу руку.
Шаг назад и шаг вперёд
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернёмся
Снова за руки возьмёмся.
Три шага вперёд, дружок!
Станет тесным нам кружок!
Покружились. Потолкались.
Повернулись… Разбежались.

5. Первичное закрепление

– Какие слова с новой орфограммой вы услышали?

1) Работа в парах.

Запишите с соседом по парте два слова из этого стихотворения и подберите к ним проверочные слова.
– Каким способом проверки вы пользовались?

2) Работа по учебнику с.138 упр.239

Обратите внимание, где проверочное слово, а где проверяемое. Образец рассуждения: В слове походы я четко слышу д , значит, и в слове поход буду писать букву «д». Орфограмму в слове поход подчёркиваю одной чертой, а в проверочном слове походы гласную помощницу подчёркиваю двумя.

3) Слуховой диктант.

Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём (Велосипед)

В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит (Поезд)

Весь из золота отлит
На соломинке стоит. (Колос)

Под соснами, под ёлками
Бежит мешок с иголками. (Ёж)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

В тетрадях: д, д, с, ж, в.

6. Итог урока

Рефлексия деятельности.

– С какой орфограммой познакомились?
– Какие способы проверки новой орфограммы вы узнали?
– Запомните новое правило в стихах:

Звук согласный  проверяй,
Рядом гласный подставляй!

– Почему смогли узнать новое на уроке?
– Ваше мнение – удался ли урок или нет?
– Нарисуйте своё настроение на полях на конец урока. Спасибо за урок!

7. Домашнее задание

Узнаете его, если расположите данные буквы по порядку цветов в радуге.

Д Т Н Б Е Е У.

(Каждая буква окрашена в свой цвет).