Занятие по парацентрической технологии обучения (ПЦТО – методика Н.Н. Суртаевой), математика, 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели занятия:

  1. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по данной теме с помощью организации обучения в парах со средствами обучения через методические указания с последующим выходом на контрольное и эталонное собеседование с учителем.
  2. Продолжить формирование умений работать с различными средствами обучения, логически мыслить, анализировать, обобщать, высказывать свои мысли, формулировать выводы, самостоятельно применять знания в изменённых нестандартных условиях. Развивать устные и письменные вычислительные навыки.
  3. Воспитывать интерес к изучению математики, формировать умение работать в коллективе, способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся.

Учебное оборудование:

  1. СО (средства обучения) - учебник для 5 класса «Математика» (Н.Я. Виленкин), «Дидактические материалы» (А.С. Чесноков), карточки (с тестовыми заданиями, со схемами, с таблицами, для парной работы - «сорбонки», для работы с компьютером…), перфокарты.
  2. Эталон контроля (на доске), маркировка СО с указанием количества баллов за выполнение задания данного средства обучения, информационные и маршрутные листы, методические инструкции к каждому СО (на столах), лист учёта за деятельностью учащихся (на отдельном столике), алгоритм поведения учащихся (в уголке «Сегодня на уроке») – организация деятельности учащихся, ВМУ - валеологическое место ученика для снятия утомляемости (зелёный уголок, занимательный материал - игры, кроссворды, ребусы; пособие «Отдыхаем с математикой» - автор – составитель М.А. Иченская, музыкальное сопровождение - «Шедевры русской классики».
  3. Магнитофон, компьютер.

Тип занятия: контрольно - обобщающий.

Этапы занятия:

I этап. Организационный.

  1. Сообщение темы и цели (учитель).
  2. Просмотр - чтение вопросов с эталона контроля.
  3. Вопрос к детям: А какую цель ставите вы?
  4. Повторение алгоритма поведения учащихся - алгоритма организации деятельности учащихся на занятии.
  5. Ознакомление с информационным листом, чтение пожеланий, выбор маршрута.

II этап. Этап самостоятельной работы с предложенными средствами обучения.

III этап. Выход на контрольное и эталонное собеседование с учителем. (По эталону контроля.)

IV этап. Рефлексия.

  1. Сообщение результатов деятельности учащихся (лист учёта за деятельностью учащихся прикрепляется на доску)
  2. Показать «настроение», которое было на занятии (методика «Светопись»: красный – отлично, голубой – хорошо, зелёный – плохо.)

Перечень средств обучений (СО), используемых на данном занятии:

  • СО1 (5 б.) - карточки с разноуровневыми заданиями.
  • СО2 (5 б.) - карточка – тест.
  • СО3 (3 б.) - карточка таблица.
  • СО4 (5 б.) - карточка, «Дидактические материалы».
  • СО5 (5 б.) - учебник.
  • СО6 (3 б.) - карточка.
  • СО7 (3 б.) - перфокарта.
  • СО8 (5 б.) - схема, работа - общение с компьютером.
  • СО9 (2 б.) - карточки «сорбонки»
  • СО10 (4 б.) - карточка.

Ученик должен обязательно отработать: СО1, СО5, СО9.

Приложение 8

Примечание.

Каждый ученик:

  • проходит (отрабатывает) на занятии несколько СО - по выбору (прохождение фиксируется учеником на листе учёта знаком «+»);
  • рассказывает теорию по эталону контроля (Эталон контроля - ориентир для учащихся, показывающий, что он должен усвоить и чему научиться);
  • учитель, учитывая правильность выполнения заданий по СО и ответы по эталону контроля, оценивает знания, умения и навыки ученика (графа - итог).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 9