Экскурсии в природу как форма работы на уроках по курсу А.А. Плешакова "Окружающий мир". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока: “Осенние изменения в природе”.

Задачи урока:

образовательные: познакомить детей с изменением в неживой природе, в жизни растений и животных;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе;

развивающие: развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Место проведения: парк Алешкино, СЗАО г. Москвы.

Оборудование:     термометр, коробки для сбора природного материала (листьев, плодов), ножницы.

План урока:

Организационный момент. (7 мин.)
Основная часть (изучение нового материала). (25 мин)
Заключительная часть (подведение итогов). (4 мин.)
Домашнее задание. (4 мин.)

Ход урока

Этапы
урока
Ход урока
Примечания

1

2

3

Организационный момент

Повторение правил поведения в природе:

  • не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай кору;
  • не рви цветущие растения;
  • не сбивай грибы, даже несъедобные;
  • не обрывай паутину;
  • не разоряй гнезда шмелей и муравейники;
  • старайся ходить по тропинкам;
  • не шуми;
  • не оставляй мусор.

Выход к месту экскурсии.

Дети вспоминают и называют знакомые им правила поведения в природе

Основная часть

I. Характеристика погоды дня:

    • какое сейчас время года [ранняя осень],
    • какая сегодня погода [пасмурная],
    • сильнее или слабее, чем несколько дней назад светит солнце,
    • изменился ли по сравнению с летом внешний вид парка,
    • как по вашим наблюдениям изменилась погода в нашей местности по сравнению с летом,

 

 

    • измерим термометром температуру воздуха [100C]

 

Дети вспоминают правила пользования термометром и измеряют температуру воздуха

 

  • С первых дней сентября все чаще замечаем приметы ранней осени. Дни становятся короче, серые облака заволакивают небо, становится заметно прохладней, ветер с дождем прибивает пожелтевшую листву и траву, на деревьях и кустарниках появились плоды. В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло, небо становится светло-голубым. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. К 23 сентября они обычно кончаются. В этот день светлое время суток точно равно темному времени — день равен ночи, поэтому назвали его днем осеннего равноденствия.
  • Начинается золотая осень. Пора яркой раскраски листьев и листопада. В лужах появились первые тонкие льдинки — ударили заморозки. улетают стаями птицы. Все чаще дуют злые холодные ветры. По небу плывут тяжелые темные облака. В парках и садах доцветают последние цветы. Кончается листопад — кончается золотая осень.
  • Глубокая осень — время холодных дождей и сильных заморозков. Тучи заволокли небо. Холодно. Солнце светит редко, темнеет все раньше. Дни пасмурные. И однажды из сырого, промозглого воздуха начнет падать первый снег.

Осенняя погода, изменения в неживой природе повлекли за собой изменения в жизни животных и растений.

 

 

  • Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава)

Прежде, чем перейти к конкретным наблюдениям, учу детей различать деревья, кустарники и травы, а также лиственные и хвойные деревья.

  • Какие жизненные формы растений вы знаете? [дерево, кустарник, трава]
  • Какие части растений вы знаете? [стебель, корень, лист, цветок, плод]
  • Найдите на дереве, кусте и траве эти части.
  • Сравните, чем стебель дерева, кустарника отличается от стебля травы? [у дерева и кустарника стебель одревесневевший]
  • Посчитайте количество стеблей, отходящих от корня дерева, кустарника, травы.
  • Обрати внимание на их высоту.

Вывод: у деревьев, кустарников и трав количество стволов и их высота разные.

  • А теперь посмотрите на лиственное дерево (дуб) и хвойное (сосна).
  • Сравните их. [различные кроны, форма ветвей, окраска]
  • А как вы думаете, какое главное отличие этих деревьев? [хвоинки — видоизмененные листья]

 

 

III. Знакомство с изменениями в жизни растений осенью.

  • Изменение окраски листьев.
  • У каких растений изменилась окраска листьев?
  • Как изменилась?
  • Одинаково ли изменилась окраска у деревьев одной породы?
  • Где сильнее изменилась окраска у тех деревьев, что стоят одиноко, или там, где их группа?
  • Из деревьев только у рябины, осины и клена осенние листья бывают красные. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелеными. Ярко-желтый лист у березы, вяза и липы. Желто-коричневый у дуба. Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви не выдержат его тяжести и обломаются. Кроме того, дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. Листья отламываются и опадают.
  • Посмотрите, начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-желтой, горящей на фоне неба. Только ель и сосна стоят зеленые, своими темными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка как шубой покрылась восковым налетом.

 

 

2) Листопад.

  • Что предшествует листопаду?
  • У каких растений опадают листья?
  • Какого цвета листья опадают?
  • Когда листопад усиливается во время дуновения ветра или нет?
  • Одинаково ли падают листья там, где дерево стоит одиноко, и там, где группа?

 

 

3) Травы.

  • Как изменились травянистые растения?
  • Обратите внимание на это растение. Кто знает, как оно называется? [копытень]
  • Как вы думаете, почему оно носит такое название? [лист по форме напоминает копыто]
  • Почему вы решили, что это травянистое растение? [имеет тонкие неодревесневевшие небольшой высоты стебли(15 см)]
  • Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? [лютик едкий, редька дикая, клевер белый, гулявник]
  • Так ли их много, как было летом?

 

 

4) Плоды.

  • Осень время созревания плодов и семян у многих растений.
  • У каких растений есть плоды? [дуб, лещина, береза, шиповник, рябина, боярышник]
  • Почему вы решили, что это плоды? [внутри есть семена]
  • Как выглядят эти плоды? [орешки лещины и березы, желуди дуба, летучки клена и ясеня, ягоды боярышника, шиповника, рябины]
  • Как они распространяются? [летучки клена и ясеня — ветром; ягоды, орешки, желуди — птицами и зверями]

 

 

5) Грибы.

  • Обратите внимание на этот гриб.
  • Как он называется? [чага]
  • Определите съедобный он или нет? [нет]
  • Где он растет? [не березе]
  • В начале экскурсии мы вспоминали правила поведения на природе. Кто помнит, что там было сказано о грибах?
  • Не надо ради забавы сбивать грибы, даже если они ядовиты для человека. Многими из них питаются животные, а некоторыми лечатся.

 

 

 

Задания для работы по группам.
План задания.

  • Название растения.
  • К какой группе относится (дерево, кустарник, трава). Как определили.
  • Общий вид (высота, начало кроны, ее форма, преобладающая окраска).
  • Стебель
  • Ветви.
  • Листья (размер форма окраска).
  • Плоды (размер форма окраска).

Детям предлагается разделится на три группы, выбрать объект для наблюдения (дерево, кустарник, траву) и выполнить задание по предлагаемому плану.

 

IV. Изменения в жизни животных.

  • Видно ли насекомых? [нет, они исчезли]
  • Исчезли, да не совсем. Они встречают зиму, а точнее готовятся ее пережить каждый по-своему. Комары, например, зимуют на стадии яйца, муравьи и пчелы прячутся в жилища, а бабочка-капустница зимует на стадии куколки.
  • А вспомните строчки из стихотворения: “Пролетают паутинки с паучками в серединке...”
  • Обратите внимание на это маленькое чудо. Паучок на паутинке, а я вам расскажу легенду.
  • Давным-давно жила девушка, которая очень любила ткать ткани. Звали эту девушку Арахна. И такие красивые ткани научилась создавать Арахна, что отважилась вызвать на состязание по ткацкому искусству богиню Афину. Кто может осмелиться с богами? Но Арахна сумела выткать ткань лучше богини. И тогда разгневанная богиня превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину. Так гласит древнегреческий миф. По-гречески “арахна” значит паук. Вот и дали это имя — арахниды всем паукам. Пауки совсем не насекомые, как считают многие. Это особая группа животных. Много отличий у них от насекомых, но одно из них, заметно сразу: у насекомых 6 ног, а у пауков — 8. В лесах и парках средней полосы нет ни одного ядовитого или опасного паука. Они совсем не страшные и приносят большую пользу, уничтожая большое количество без меры расплодившихся насекомых, особенно мух. Свою добычу паук ловит с помощью красивой ловчей сети. Он ее ткет, выделяя из паутинных бородавок тягучую ниточку, тут же застывающую на воздухе. Прикрепляя ниточку к веточкам, паук натягивает раму, в которую вплетает строгий узор. Нить паутины по крепости не уступает шелку. А красота этой пряжи на много превосходит известные ткани. Если сделать стальную проволоку такой же толщины, как паутинная нить, то окажется, что паутина крепче. Если вам удастся, полюбуйтесь осенним утром на плетеное кружево паутины, когда все нити покрыты капельками росы. Разнообразны формы, размеры и окраски пауков: серые и желтые, зеленые и черные, с крапинками и полосками, узорами и каемочками, каких только нет. В теплые осенние дни можно увидеть летающую серебристую паутину. Это молодые паучки совершают перелеты, расселяясь все дальше от родительских мест. Ходят пауки плохо, крыльев нет. Но природа дала им прекрасное изобретение — паутину, с ее помощью паук делает похожую на воздушный змей летную паутину, легкая сетка которой при порыве ветра взлетает в воздух и уносит с собой своего маленького строителя на новые места.
  • Вот оказывается, как много интересного может “рассказать” паучок на паутинке.
  • Кто запомнил, какое главное отличие пауков от насекомых? [у насекомых 6 ног, а у пауков — 8]
  • А теперь обратите внимание на то, слышно ли птиц? [птиц не слышно]
  • А каких птиц видно? [ворон, воробьев]
  • Куда исчезли птицы, которых было много летом? [улетели на юг, потому что стало нечего есть — исчезли насекомые]
  • Зверей мы сегодня не встретили, но хочу заметить, что в их жизни тоже происходят изменения с наступлением осени. У многих изменяется окраска и отрастает подшерсток. Кроме того, например, белка делает запасы на зиму из сухих грибов и яблок.

 

 

Самостоятельная работа по наблюдению за жизнью животных
План работы.

  • Название.
  • К какой группе относится (зверь, птица, насекомое, паук).
  • Общий вид (размер, очертания, окраска).
  • Голова.
  • Туловище.
  • Ноги.
  • Как передвигается (какие приспособление для этого имеет).
  • Чем питается.

Детям предлагается самостоятельно пронаблюдать за животными по предложенному плану.

 

V. Сбор экскурсионного материала.

  • Первая группа собирает листья по степени их окраски, а другая плоды, сухие и сочные, те, которые мы встретили.
  • Но помните! Собирать нужно только опавшие листья, хотя сбор осенних листьев непосредственно с дерева не нанесет ему вреда.  Но, срывая лист, можно поломать ветку, и этим нанести дереву или кустарнику вред.
  • Собирая плоды, используйте ножницы, чтобы не нанести дереву или кустарнику вред, сломав ветку или повредив кору.

Детям предлагается разделится на две группы.

 

VI. Игра “Кто быстрее”.

Детям предлагается разделиться на три команды.
Нужно добежать до сосны, вернуться к команде и передать листок-эстафету следующему члену команды.

Заключительная часть

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Что нового узнали?

Вывод: с наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтыми и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Исчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края.

 

Домашнее задание

  • Проведи самостоятельно наблюдения, аналогичные экскурсионным, на школьном дворе во время прогулки.
  • На альбомный лист наклейте осенние листья, которые вы собрали на экскурсии, по степени изменения окраски.
  • Выполните задание для наблюдения в учебнике (стр. 18), все, кроме задания 3.
  • Вспомнить или подобрать загадки или стихотворения об осени.