Классный час "Александр Невский – личность нации"

Разделы: Классное руководство


Основная цель классного часа – содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

  • Познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
  • Формировать у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества.
  • Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

План мероприятия:

  • Вступление (слайд№1 «Имена России»)
  • Знакомство с историей: (выступление детей(6человек), слайды №2-5)
  • Презентация « Александр Невский»
  • Тест на проверку знаний.
  • Игра « Собери крылатую фразу»
  • Чтение отрывка из поэмы «Ледовое побоище» К.Симонова (18 человек)
  •  Просмотр отрывка из фильма Игоря Каленова «Александр. Невская битва»
  • Заключение. Выводы.

                                        
Информационное обеспечение:

Список литературы:

  • Интернет  (по рекомендациям УО)
  •  Житие Александра Невского.
  •  Беллярминов И. «Элементарный  курс всеобщей и русской истории»
  •   Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
  •   Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
  •   Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.

Мультимедийный проектор для просмотра:

  •  Презентация «Жизнь и деятельность А Невского».
  •  фильм кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».

Ход урока.

1. Вступление.

Учитель.

Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. 

(На доске портрет полководца, на экране м/д проектора – портреты участников конкурса «Имена России») (Приложение №1)

Наш классный час посвящен теме "Александр Невский – личность нации".

Цель классного часа - заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге великого полководца Александра Невского, проникнуться духом патриотизма наших предков.
Расскажут об историческом прошлом Александра Невского ваши товарищи. В рассказах ребят вам встретятся непонятные, новые для вас слова, смотрите пояснения на доске, и обратите внимание на даты важных исторических событий (выступление ребят, показ слайдов).

2. Рассказ ребят.

Ученик №1

Александр Невский – Великий князь Владимирский

Годы жизни 1220—1263
Годы правления 1252—1263

Великий князь Александр Ярославич Невский родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра – великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать – Ростислава Мстиславна.
Имя великого князя Александра Невского – одно из самых прославленных в истории нашей страны. Как полководец он по праву может почитаться Великим, ведь за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой.
Но есть нечто, что делает ему особую совершенно честь. Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.
В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором.
В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а «в Новегороди посади сына своего Олександра», который правил там пять лет и женился на полоцкой княжне.


Ученик №2 

Александр Невский

В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван -  Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище.

Ученик №3

Ледовое побоище

Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород.
После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов.
Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение.
На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати.
Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя.
Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали.


 Ученик №4    

Ледовое побоище

 Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.
Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.
Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.
Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.
Ученик №5
Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.
Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую.
Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
У Александра Невского было две жены – Александра, дочь Половецкого князя Брячислава Васильковича, и Васса, которые родили великому князю пять детей – Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила, Евдокию.
Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.

 

 

 

 Ученик №6

Советский орден Александра Невского

По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского. 29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского

На доске плакаты:

1) с основными автобиографическими датами,
2) историческими событиями, связанными с А.Невским.
3) новые непонятные слова и выражения.

3. Презентация «Деятельность Александра Невского» (Приложение №2)
Учитель: Чтобы вы лучше запомнили эти события, мы посмотрим презентацию одной из ваших сверстниц.
(просмотр презентации «Деятельность Александра Невского»)

4. Вопросы  и тест на проверку знаний в презентации.

5. Игра: «Собери крылатую фразу» 
Задание дается по группам(6 групп), фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

Учитель: Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились.

- Какие из фраз принадлежат А. Невскому?

Награждаем победившую команду орденами А. Невского.

- О подвигах Александра Невского ходят легенды, поэты пишут стихи, поэмы режиссеры снимают фильмы. Прочитайте отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».

6. Чтение отрывка из поэмы «Ледовое побоище» детьми (18 человек). (Приложение №3)

7. Просмотр отрывка из фильма «Александр. Невская битва».

- А теперь посмотрим отрывок из фильма кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».

8. Заключение.

- Что интересное вы узнали из классного часа?
- В наше время есть место для подвига? Приведите примеры.
- Является ли для вас А. Невский национальным героем? Почему?