Урок русского языка в 6-м классе по теме "Грамматическое значение причастия"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой для них частью речи, определив её характерные признаки;
  • развивать логическое мышление учеников путем создания проблемной ситуации, а именно: постановки учебной задачи и организации поисков выхода из неё, что составляет основу методологической базы Образовательной системы “Школа-2100”;
  • воспитывать чувство прекрасного, любования родной природой путем знакомства с самой красивой “весенней” картиной “Грачи прилетели”

На перемене включить компьютер, на котором демонстрируются слайды о пробуждающейся весной природе.

1 этап. Самоопределение к деятельности. Приветствие.

2 этап. Актуализация знаний и мотивация. Чтение предложения:

Птиц…,(1)во…вратившиеся из дальн…х мест,(2) уже пр…глядывают м…ста ( ) для своих гнез…( ),(3) и в течение цел…го дня слышит…ся не см…лкающий ( )ни на м…нуту в…селый ( ) птичий гомон.

Тест (все вместе)

- Найдите в этом предложении слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова

- Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: “В приставках на –З, -С перед звонким согласным пишется буква З, перед глухим согласным пишется буква С” Вспомните еще одно слово на данное правило

- Найдите слово, в котором правописание Ь определяется правилом: “Мягкий знак пишется в Т…СЯ в глаголах, отвечающих на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и не пишется, если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?” Объясните правописание слова в данном предложении

- Найдите слово с парной согласной в корне слова, подберите проверочное слово

- Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: “ Эта приставка пишется в словах, имеющих значение нахождения вблизи какого-либо объекта, близкого присматривания к чему-либо” (ПРИ)

- Найдите слово, правописание которого определяется правилом: “После шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях пишется Ы, в корнях –И, кроме слов-исключений: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкнуть” Объясните правописание слова в данном случае

- Найдите слова, правописание окончаний которых определяется по вопросу, задаваемому от существительного. Задайте эти вопросы к нужным словам

- В приведенном предложении пронумерованы все запятые. Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения. Поясните свой ответ

Задание. Выделенные слова нужно распределить по группам

Распределите выделенные слова в 2 столбика по одному принципу, в 2 столбика, но уже по другому принципу, в 3 столбика. Удалось ли вам выполнить все три условия? Почему? Затруднение

3 этап. Постановка учебной задачи

Какой принцип был положен в основу первого деления на 2 столбика?

Дальних

Веселый

Возвратившиеся

Смолкающий

Птичий

Приглядывают

Слышится

1 столбик – вопрос какой? слова имеют значение признака, 2 столбик – значение действия.

Какой принцип положен в основу второго деления на 2 столбика?

Дальних

Веселый

Птичий

Приглядывают

Слышится

Возвратившиеся

Смолкающий

Слова 2 столбика имеют значение действия.

Вопрос! Какие слова вам мешают? Почему?

Как еще можно поделить эти слова? (в 3 столбика)

Дальних

Птичий

Веселый

Приглядывают

Слышится

Возвратившиеся

Смолкающий

4 этап. Открытие нового знания.

О словах,записанных в 3 столбике, писал В.И.Даль: ( записано на обороте доски)

“Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”

И как имеющая отношение, т.е. причастная сразу к 2 частям речи, эта новая для вас часть речи имеет название ПРИЧАСТИЕ

Как вы думаете, для чего понадобилась еще одна часть речи?

Прочитать для сравнения 2 отрывка: в одном есть причастия, в другом – нет. Над осиной, которая трепещет, заблестел легкий месяц.( Над трепещущей осиной легкий месяц заблестел - записать)

Солнце восходит и пробуждает природу, которая спит. (Восходящее солнце пробуждает спящую природу - записать)

Найдите причастия в предложениях, объясните необходимость их появления на свет

Причастия украшают речь, сокращают неоправданно частое употребление глаголов – больше они характерны для книжной письменной речи.

(рассказать об истории создания, о Ломоносове)

В конце рассказа привести слова Ломоносова: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” ( записано на обороте доски)

Читаем определение причастия из учебника ( современный вариант)

Как вы думаете:если ( условно говоря) причастие является дитем глагола и прилагательного, какими признаками будет оно отличаться как часть речи? ЧТО-ТО ВОЗЬМЕТ ОТ ОДНОГО РОДИТЕЛЯ, ЧТО-ТО ОТ ДРУГОГО) Но о том какие признаки унаследовал этот ребенок от своих родителей, мы будем говорить на следующих уроках. Сегодня же мы ознакомимся с еще одним существенным признаком причастия – с его суффиксами! Учитель записывает на доске все 12 причастных суффиксов: ЮЩ, УЩ, АЩ, ЯЩ, ЕМ, ОМ, ИМ, ЕНН, НН, Т, ВШ, Ш.

5 этап. Первичное закрепление. Чтобы вы лучше запомнили причастия, проведем такую игру. Составьте новые слова ( причастия) из имеющихся у вас компонентов строительства.

- Взять приставку у слова СОБРАНИЕ, корень у слова ГРЕТЬ, суффикс у слова ОДЕВАТЬ, причастный суффикс, окончание у слова ДЛИННЫЙ.

- Взять приставку у слова ОКРУЖНОСТЬ, корень у слова СЕЯТЬ, причастный суффикс, окончание у слова ЛЕТНИМ.

- Взять корень у слова ТЯНУТЬ, причастный суффикс, окончание у слова РАСКРЫВАЮЩИМИСЯ, постфикс СЯ.

- Взять приставку у слова ПРОЕХАТЬ, корень у слова ПРОБУЖДЕНИЕ, суффикс у слова ЛЕТАТЬ, причастный суффикс, окончание у слова ПОЛЕЙ, постфикс СЯ.

- Взять приставку у слова РАЗБИТЬ, корень у слова БРОСОК, суффикс у слова СТУЧАТЬ, причастный суффикс, окончание у слова КРУГЛЫЕ.

- Взять корень у слова ВЕДЕТ, причастный суффикс, окончание у слова РАДОСТНЫЕ.

- Взять корень у слова КРИЧАТЬ, причастный суффикс, окончание у слова СИНИЕ.

- Взять приставку у слова ПРИСТУКНУТЬ, корень у слова РАЗВЛЕЧЕНИЕ, причастный суффикс, окончание у слова КРУТЫЕ.

- Взять приставку у слова ПРИБЕЖАТЬ, корень у слова УШЕДШИЙ, причастный суффикс, окончание у слова СТЕПЕЙ.

- Взять корень у слова ЗАБЛЕСТЕТЬ, причастный суффикс, окончание у слова ГОРЯЧЕЕ.

- Взять приставку у слова ПОСАДКА, корень у слова ПОКРЫТЬ, причастный суффикс, окончание у слова ОСТРЫЕ.

- Взять корень у слова ДОГОНЯЛКИ, причастный суффикс, окончание у слова СОННЫЕ.

Получившиеся слова: согреваемый, осевшим, тянущимися, пробуждающейся, разбросанные, ведомые, кричащие, привлеченные, пришедшей, блестящие, покрытые, гонимые.

Кто запомнил все причастные суффиксы и может выйти и рассказать их? ( 2-3 человека)

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Все эти причастия, записанные нами на доске, можно объединить в одном рассказе. Попытайтесь сделать это на примере текста, представляющего собой описание картины известного русского художника Саврасова “Грачи прилетели”. Впишите в него подходящие по смыслу и грамматически причастия.

На холсте перед нами предстает окраина русского села.

(Согреваемый ) лучами весеннего солнца снег тает и выглядит рыхлым и (осевшим ).Рядом с березками, (тянущимися ) к еще холодному небу, проступает талая вода. Легкий ветерок словно приносит запахи тепла, дыма, (пробуждающейся) от зимнего сна земли.

За серым дощатым забором – жалкие,(разбросанные )по полю домишки, в глубине каменная церковка. Дальше расстилается равнина с сырыми проталинами и полосками снега, замкнутая сиреневой кромкой леса у синего горизонта.

Зима нехотя отступает.

(Ведомые) природными инстинктами, возвращаются в родные края грачи. Хлопочут на деревьях шумные, весело (кричащие ) птицы.

(Привлеченные) ласковым солнышком, они строят гнезда, радостно возвещают о близости весны. Крепки и прочны с любовью сделанные для птенцов домишки.

Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней

(пришедшей), наконец, весны присутствует и в светлом колорите картины. Сквозь сероватые зимние облака по-весеннему ярко проглядывает голубизна неба. Коричневые проталины на широкой равнине спорят своей теплотой с холодными сиреневато- серыми оттенками снега. Легкая воздушная дымка окутывает (блестящее) оперение птиц, дали, (покрытые ) оседающим снегом, ручьи,(гонимые) первыми весенними оттепелями.

После выполнения каждым учеником работы ему дается текст для самопроверки.

Рассказ учителя о художнике, написавшем эту картину, о музее, где она представлена.

В этом рассказе содержался маленький подвох по сегодняшней теме, кто его обнаружил? ( Найти ЕЩЕ 3 ПРИЧАСТИЯ)

7 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Игра “3 лишний” ( причастие, прилагательное, глагол)

Составить самим игру “3 лишний” по такому же принципу (включение игровых моментов.

8 этап. Рефлексия деятельности. Итак, подведем итог: как вы узнаете причастия из всех других частей речи, по каким основным признакам?

Домашнее задание.