Урок по теме "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Цель:

  1. обобщение и систематизация изученного материала; закрепление навыков выполнения действий с дробями с разными знаменателями; подготовить учащихся к контрольной работе;
  2. развитие внимательности, аккуратности;
  3. воспитание качеств личности “дружба”, “доброта”, “отвага”.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Форма урока: интегрированный

План урока:

  1. Орг. момент – 2 мин
  2. Сообщение темы урока – 0,5 мин
  3. Устный счет – 3 мин
  4. Работа по теме урока - 29 мин
  5. Итоги урока – 3,5 мин
  6. Домашнее задание – 2 мин

Оборудование: карточки с заданиями, диск “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”.

Ход урока.

I. Организационный момент (приветствие; отметка отсутствующих, положительный настрой на урок)

II. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке продолжим учиться выполнять действия с дробями с разными знаменателями и тем самым подготовимся к контрольной работе.

III.Устный счет:

Из ряда чисел выберите простые 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

Назовите все делители числа 24, 36, 40. (1,2,3,4,6,8,12,24; 1,2,3.4.6,9,12,18,36; 1,2,4,5,8,10,20,40).

Из данных формул выберите формулу периметра прямоугольника

  1. S=a * b,
  2. P=2(a+b)
  3. S=a2
  4. V=a *b* c
  5. V=a3
  6. P=4 *a

IV. Работа по теме урока (презентация)

- Сегодня мы встретимся с героями сказки “Снежная королева”, ответим на их вопросы, поможем Герде найти Кая, используя наши знания.

1) Первым встретился нам тролль :

Некогда в глуши лесной
Жил коварный злобный тролль.
Ненавидел доброту,
Отвагу, правду красоту.
По приказу темных сил
Зеркала он мастерил.
Вышло зеркало на диво,
Все в нем гадко, лживо, криво.
Но беда, беда случилась
Тролля зеркало разбилось
И осколков миллион
Был по миру распылен.
Если зеркала крупица
В сердце прямо вам вонзится
Превратится вмиг тогда
Сердца жар в кусочек льда.
Если вдруг зеркальный лед
В глаз соринкой попадет,
Мир прекрасный и живой
Станет мертвый и кривой.

Ответим на вопрос тролля: “Основное свойство дроби”

Решим его задачу: Длина прямоугольного зеркала м, а ширина на м меньше длины. Найдите ширину зеркала и его периметр. ( м; 1 м) (решается на доске)

За правильный ответ Снежная Королева дарит Вам Снежинку. У кого Снежинок будет больше всего – тот получит самую высокую оценку.

2)

Злобной Снежной Королевы
Вихрем снежным все кружит,
Ветру дуть она велит.

Кай: 

Ай, мне что-то в глаз попало!
И в груди так больно стало.
Скучно дома мне сидеть
Я хочу с горы лететь
У Герды будет трудный путь,
Ведь Кая не легко вернуть.

Поможем Герде, вернуть Кая и решим примеры: №2.

2.

I вариант 

II вариант

Выполните действия 

а) + = (1

а) + = (

(выполняется в парах) 

а) - = (

б) - = (

Самостоятельно: 

а) + - = (

б) - + =(1)

(С последующей проверкой)

Ответим на вопрос: как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?

3).

Утро доброе, карр-карр!
Вас приветствует Вугар!
Мудрый ворон королевский.
Вам вопрос задам я дерзкий: №3

1. Ворона выронила один кусок сыра - кг, а другой на кг меньше, чем первый. Какую массу имеют оба куска вместе? (1 (решается на доске)

2. В первый день охотник прошел всего пути, а во второй – на пути больше. Какую часть пути прошел охотник за эти два дня? ( пути),(Решается самостоятельно с последующей проверкой).

4). 

Принцесса, принц, прошу прощенья
За это шумное вторженье!
Это Герда, ищет Кая. Но она не виновата
Принца приняла за брата.

Принц с принцессой просят вас ответить на их вопросы: №4

Найдите две дроби, каждая из которых больше и меньше (решается на доске). (, )

Найдите две дроби, каждая из которых больше и меньше . (решается самостоятельно с последующей проверкой) (,)

5). Вопросы задает Маленькая Разбойница : №5

Сократите дроби , и . (, , 3)

( Самостоятельно)

Сократите дроби а) , б) , в) . (, ,)

(самостоятельно с последующей проверкой).

Здесь бури круглый год,
Здесь только снег и лед,
Метель над головой
И замок ледяной.

Кай хочет узнать, умеете ли вы дроби сокращать. Давайте мы ему продемонстрируем свои уменья.

6) Сравните дроби 

а) и
б) и  
в) и  
г) и .

(на доске) > < > <

Как сравнивать дроби с разными знаменателями?

Кай: 

Ты плачешь Герда, что с тобой?
Я обожжен твоей слезой!
Постой, постой, не уходи!
Забилось сердце вновь в груди,
И слезы катятся из глаз,
Я вижу мир, как в первый раз!
Скорей отправимся в дорогу,
Ведь надо нам пройти так много
В пути нам встретятся друзья,
Без их тепла прожить нельзя!

Мы помогли Герде найти своего брата. Они благодарны и желают вам быть отважными, добрыми, отзывчивыми. Чтобы в ваши глаза и сердца никогда не попадали осколки того разбитого зеркала.

V. Итоги урока (Выставление оценок).

1) Что мы сегодня научились делать на уроке?

Повторили основное свойство дроби

Сравнивать дроби с разными знаменателями

Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями

VI. Домашнее задание №361, 356.

Задания

1. Длина прямоугольного зеркала м, а ширина на м меньше длины.

Найдите ширину зеркала и его периметр.

2.

I вариант 

II вариант

Выполните действия 

а) +

а) + =

(выполняется в парах)

  б) -

б) - =

Самостоятельно: 

а) + -

б) - + =

(С последующей проверкой)

3. Ворона выронила один кусок сыра - кг , а другой на кг меньше, чем первый. Какую массу имеют оба куска вместе?

В первый день охотник прошел всего пути, а во второй – на пути больше. Какую часть пути прошел охотник за эти два дня?

4. Найдите две дроби, каждая из которых больше и меньше . (на доске)

Найдите две дроби, каждая из которых больше и меньше . (самостоятельно)

5. Сократите дроби , и . ( Самостоятельно)

Сократите дроби а) , б) , в) . (самостоятельно с последующей проверкой).

6. Сравните дроби а) и , б) и в) и г) и . (на доске)