Проектирование чувашского орнамента в графическом редакторе Paint

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами –
    “копирование”, “вставка”;
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
  • закрепить навыки работы с  командой Отразить/Повернуть.
  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и
    принципами композиционного  построения
  • наличие межпредметных связей с уроком истории родного края

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
  • формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. 

С точки зрения материала:

Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием орнамента, ее видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализе.

Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания орнамента;

Пользовательский аспект состоит  в отработке практических навыков применения инструментов графического редактора через проектирование орнамента по образцу (самостоятельно)

Задачи урока:

  • продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
  • формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • расширение знаний об орнаменте и его видах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, презентация, карточки с орнаментом.

Формы: коллективная, индивидуальная

Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК

Этапы урока:

  1. Организационный материал.
  2. Постановка цели урока.
  3. Актуализация знаний: фронтальный опрос
  4. Изучение нового материала:
  5. Орнамент
  6. Физкультминутка
  7. Практическая работа за компьютером
  8. Постановка домашнего задания.
  9. Подведение итогов урока.
    - что нового сегодня узнали?
    - оценки за урок.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.
– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока “Проектирование чувашского орнамента в графическом редакторе Paint”.

- А вы бы хотели сегодня сами спроектировать  орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?

- Создать проект орнамента  на компьютере.

Разминка.

Задание: Составь новое слово из первых слогов данных слов:

  • КОЛОС, РОТА, ВАЗА;
  • МОЛОКО, НЕРЕСТ, ТАРАКАН;
  • КОРА, ЛОТО, БОКСЕР;
  • БАРАН, РАНА, БАНЩИК;
  • МОНЕТА, ЛОШАДЬ, КОРОВА.

III. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

  • Для чего предназначен графический редактор?
  • Как загрузить графический редактор Paint?
  • Какие инструменты графического редактора вы запомнили?
  • Как отменить последнюю введенную команду?
  • Как выйти из графического редактора?

IV. Изучение нового материала.

- Сегодня у нас необычный урок: Используя наши знания и возможности графического редактора Paint, мы создадим один из множества орнаментов чувашского народа.

Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. Основные знаки, символы орнаментов у всех народов примерно одинаковые. Чуваши крестом обозначают Солнце, светило. Крест может быть в виде буквы "Х" или пересекаться под прямым углом. Квадрат и ромб олицетворяют Вселенную.

Орнамент - не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. Основные цвета чувашских орнаментов - красный, белый и черный. Белый цвет - символ Вселенной - это воздух, пространство. Красный - символ Солнца, огня, энергии. Черный - цвет земли (земля дает силу богатырю) и в то же время цвет смерти (жизнь без смерти не бывает). Этот цвет присутствует во всякой вышивке, во всяком ткачестве - и у русских, и у чувашей. Голубой - цвет неба, цвет чистоты и целомудрия. Желтый - цвет разума, истины, мысли. Зеленый - символ молодости, весны, любви.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

V. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Компьютерный практикум (создание орнамента). Через 10 минут зарядка для глаз.

Используя инструменты редактора, создадим основной узор чувашской вышивки – узор “братство, солидарность”.

Сначала создадим фрагмент узора, используя инструмент- линия, при этом, удерживая клавишу SHIFT, для того, чтобы линия была строго горизонтальной, вертикальной или наклонной под углом 45 градусов к горизонту. Выберем под набором инструментов самую толстую ширину линии и рисуем уголок:

Используя инструменты “выделение”, копировать, вставить, отразить/повернуть – сверху вниз, получаем фигуру:

Растянем полученный четырехугольник по горизонтали слева направо.

Создадим две копии этой фигуры.

К одной копии добавим фрагмент узора - спираль

Выделим левую часть, сделаем её копию и выполним действие: отразить/повернуть- отразить слева направо. В результате получим конечную фигуру

Затем фрагмент выделяем и собираем в один узор, используя свойство выделения прозрачный

далее орнамент тиражируем и получаем конечный результат –национальный узор.

Можно украсить рисунок используя палитру и инструмент заливка

VII. Постановка домашнего задания.

 Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать.

Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.

Приложение