Мини-проект "Кладовая земли"

Разделы: Работа с дошкольниками


Срок реализации: 3 месяца (сентябрь, октябрь, май).

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития  воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».

Задачи проекта:

1.Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;
2. Познакомить детей с экосистемой Алтайских гор;
3. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
4.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;
5.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
6.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
7.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
8.Обогащение словарного запаса дошкольников;
9.Развитие мелкой моторики рук.

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность  общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.
Мы стараемся найти интересующую нас тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень.
Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто – коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по – своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделие из камней? Вы попадете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.
Знакомство детей с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, просто камнями,  способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, знакомству  с профессиями людей, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием  камня в жизни человека,  тем самым  способствуем формированию активного словаря детей, а значит,  развиваем речевые умения и навыки личности, способствуем повышению уровня  познавательных способностей, развиваем воображение, способствуем гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком, без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них   любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли», взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Результат:
В ходе реализации проекта:

Мы успешно провели занятия;
Организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
Собрали и оформили альбом «Мир камня»;
Дополнили материалом  уголок предметно – развивающей среды «Алтайский край».
Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»; «Что из чего?»;
Совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
Подготовили с детьми презентацию «Музея камня».

В ходе проектирования дети – знают:

- Из чего состоит почва;
- Какими полезными ископаемыми богат Алтайский край и Россия;
- Как добывают земные богатства и где используют;
- Проявляют познавательные способности;
- Демонстрируют  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Способны   определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
- Готовы к  индивидуальному самовыражению;
- С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- Совершенствуют  мелкую моторику рук;

Стратегия реализации проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.

Примерные вопросы:

Воспитатель: Ребята, подумайте, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
(ответы детей)
Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.

Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?
А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае? Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?

Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?
(Ответы детей)

Спросить у родителей.
Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.

2-й этап. Мероприятия и события с детьми.

Занятия (Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

  1. «Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
  2. «Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )
  3. «Кладовая земли» (познавательное)
  4. «Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)

Опыты и практические задания:

  1. «Вода камень точит»
  2. «Почему камни бывают разноцветными?»
  3. «Вулкан»

Беседы:

  1. «Эти таинственные пещеры». 
  2. «Что делают из природных ископаемых?» (рассматривание образцов)
  3. «Обитатели гор».

Предметно – развивающая среда: Изготовление макета «Горы и вулкан»;

Оформление выставки «Фотоматериалы «Кладовая Земли»

Изготовление поделок из природного материала  «Что из чего?»;

Раскраски  «Украшения»;

Экскурсия в магазин  «Мир камня»;

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;

Рассматривание коллекции камней;

Чтение художественной литературы;

  1. П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
  2. Братья Гримм «Беляночка и Розочка».
  3. «Почемучка»: «Что такое вулкан? Стр 36
  4. «Что такое подземные богатства?» стр 37
  5. «Сказка про каменный уголь» стр.38.
  6. «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?» стр 40.
  7. «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов;

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».

3-й этап. Заключительный (Подведение итогов).         

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея .

4. Содержание приложения:

Конспекты занятий:

(Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

  1. «Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
  2. «Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )
  3. «Кладовая  земли» (познавательное)
  4. «Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)

5. Опыты и практические задания:

  1. «Вода камень точит»
  2. «Почему камни бывают разноцветными?»
  3. «Вулкан»

6.  Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Литература

  1. Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  2. «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова.
  3. Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
  4. Н.А.Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
  5. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  6. А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  7. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
  8. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.                    
  9. А.Алексин, С.Михалков,Л.Разгон, В.Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
  10. М.Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
  11. В.Соболевский «Замечательные минералы. М.Просвещение 1983г.
  12. А.А.Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.

Приложение 1

Приложение 2