Статья "Сопровождение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми;
надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому…»

Ш.А. Амонашвили

Пояснительная записка

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего ребенка. Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества.
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.

В детском саду № 2125 г. Москвы воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР). В таких семьях нередко возникают различного рода нарушения социальнопсихологической адаптации. В этой связи проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии и с особыми образовательными потребностями становится все более актуальной.
Наш педагогический коллектив ставил и ставит перед собой задачи: искать новые формы взаимодействия с родителями.
В связи с чем был создан клуб «Содружество» для родителей, имеющих детей с ЗПР.

Целью клуба является:

  1. оказание психологопедагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с ЗПР;
  2. обогащение знаний родителей  по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами в психоречевом развитии;
  3. вовлечение родителей в коррекционноразвивающую работу.

В начале учебного года родителям предлагается анкета (приложение 2) с целью определения тематики встреч в клубе. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с положением (приложение 1) и планом работы. Предлагаем план работы клуба «Содружество» на 2009 – 2010 учебный год.


№ п/п

Тема

Цель

Форма

Ответственный

Время проведения

1

«Давайте познакомимся!»

Презентация детскородительского клуба «Содружество»

Ознакомление с направлениями работы клуба, обсуждение плана работы на текущий год

Родительская гостиная

Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель

Август

 

2

Особенности протекания адаптационного периода у детей, имеющих проблемы в развитии

Оказание психологопедагогической поддержки семье 

Консультация

Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель

Сентябрь

3

Клиникопсихологопедагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ЗПР (этиопатогенетические факторы, трудности воспитания и обучения детей при разных вариантах задержки)

Консультация

Детский психоневролог
Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель

Ноябрь

 

 

 

4

 

 

 

5

Развитие высших психических функций
у детей с ЗПР:
1. «Умная головушка»  
(развитие восприятия, памяти, мышления, внимания).
2. «Умелые пальчики», «Что ни слово золото»

Обучение практическим умениям и навыкам в процессе совместной деятельности «Педагог – Ребенок Родитель»

Семинарпрактикум

Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель.
Музыкальный работник.
Воспитатель по ФИЗО

Январь
Февраль

6

«Скоро в школу»

Психологическая готовность родителей к поступлению в школу детей с проблемами в развитии

Круглый стол

Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель

Март

 

 

 

 

 

 

7

«Наши достижения»

Подведение итогов работы клуба

Конференция

Старший учительдефектолог.
Педагогпсихолог.
Старший учительлогопед.
Старший воспитатель

Май

Работа клуба повышает «качество жизни» детей с отклонениями в развитии,  способствует успешной поэтапной социализации ребенка в семье, в дошкольном учреждении, в обществе.
Благодаря нашим рекомендациям, практическому материалу, памяткам,  у родителей возрастает интерес к общению с собственным ребенком, ребенок становится интересен родителям. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием, успешнее развиваются детскородительские отношения.