Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе "Вслед за героями гайдаровских книг"

Разделы: Литература


Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. П. Гайдара, развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения.

Задачи: прививать интерес к чтению произведений детской литературы; стимулировать познавательную активность учащихся; совершенствовать навыки выразительной речи, самостоятельного чтения; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, любовь к родному слову; закрепление навыков групповой работы.

Оборудование: выставка книг А. П. Гайдара, стенд “Жизнь и творчество А.П.Гайдара”, детские рисунки к произведениям писателя.

Предварительная подготовка:

  1. учащимся 5-го класса было предложено прочесть такие произведения А.П.Гайдара: “Совесть”, “Горячий камень”, “Четвёртый блиндаж”, “Чук и Гек”;
  2. учащиеся 5-го класса были разделены на команды; каждая команда готовила рисунок к одному из прочитанных произведений;
  3. члены кружка “Литературная гостиная” готовили сообщения о жизни и творчестве писателя;
  4. под руководством учителя членами кружка “Литературная гостиная” и учащимися 5-го класса подбирался материал для оформления стенда “Жизнь и творчество А.П.Гайдара”.

Ход занятия

1. Слово учителя.

22 января – необычный день. Ровно 105 лет назад зимним морозным утром родился Аркадий Петрович Гайдар, любимый писатель не одного поколения детей и подростков. И сегодня я предлагаю вам прикоснуться к наследию этого человека. Каким же был Аркадий Петрович? Как складывалась его творческая судьба? Об этом нам сейчас расскажут члены “Литературной гостиной”.

2. Знакомство с биографией и творчеством писателя (выступления учащихся сопровождаются показом слайдов).

Аркадий Петрович Гайдар прожил неполных 38 лет. Из них в литературе он проработал всего полтора десятилетия, но вклад его в нашу культуру, в воспитание молодёжи огромен.

В городе Львове Курской области в семье учителей 22 января 1904 года родился сын Аркадий. Родители мальчика занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению. Образование получил в реальном училище.

В Красную Армию Голиков ушёл в ноябре 1918 года, когда ему было неполных 15 лет. Окончив специальные курсы, молодой человек командовал полком. Из-за болезни в 1924 году пришлось уйти из армии. И тогда 20-летний Аркадий Голиков решил стать писателем. Своим читателям он известен под фамилией Гайдар. Происхождение своего псевдонима Аркадий Петрович объяснял так. Его писатель “вывез” из Хакасии. Командуя отдельным полком в степях у Минусинска, Голиков часто слышал, как местные жители говорили при его появлении: “Хайдар Голиков”, то есть “Первый идёт Голиков”. Но для писателя его псевдоним был наполнен совсем иным смыслом. В новом имени слышалась призывность и ощущалась широта степей. Это напоминало Аркадию Петровичу дни боевой юности, когда по первому сигналу тревоги он мчался туда, где всего трудней и опасней, а вдогонку неслось:”Хайдар… Хайдар!” не даром уже после гибели писателя возникла романтическая легенда, что “Гайдар” означает “всадник, скачущий впереди”.

Среди друзей и знакомых Гайдара было много детей. Он всегда вникал в обстоятельства их жизни, порой сложной и трудной. И, если мог, старался помочь. Писатель считал, что дети, наравне со взрослыми, должны заботиться о счастье своей семьи. Поэтому у Гайдара много произведений для детей и о детях. На нашей выставке представлены эти книги.

С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар уехал на фронт корреспондентом “Комсомольской правды”. Вместе с бойцами поднимался в наступление. У писателя была брезентовая противогазная сумка, с которой он никогда не расставался. В ней писатель хранил заготовки для будущих книг. Гайдар мечтал написать большой роман о мужестве детей и взрослых. Но этому не суждено было сбыться.

В октябре 1941 года, отражая нападение карателей на партизанский отряд и прикрывая отступление товарищей, Аркадий Петрович погиб. Одна-единственная пуля попала ему прямо в сердце.

Но для читателей Гайдар не погиб. Он и сегодня идёт по нашей планете об руку с каждым, кто мечтает стать сильным духом. Кто хочет нести радость и счастье людям. И кто готов за это счастье бороться!

3. Стихотворение Сергея Михалкова читает подготовленный ученик.

Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят.
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Лучший Друг
И Гражданин – Гайдар.

4. Литературная игра по прочитанным произведениям.

Описание игры: из учащихся класса формируются три команды, которым задаются вопросы и предлагаются варианты ответов. Команда должна выбрать правильный ответ. У команд есть возможность по одному разу попросить “помощи у зала” (таковыми являются учащиеся других команд); “позвонить другу”, то есть попросить помощи у игрока другой команды; попросить убрать 2 неверных ответа; позвать на помощь “трёх мудрецов” (таковыми являются старшие члены кружка “Литературная гостиная”).

Оборудование игры: карточки с цифрами 1,2,3,4; на столах таблички с названиями команд.

1) Защита проекта.

Капитаны команд представляют подготовленный рисунок по одному из произведений А.П.Гайдара, пересказывая эпизод, который был проиллюстрирован.

2) Соревнование команд. (Вопросы с вариантами ответов можно оформить в виде презентации.)

Вопросы командам
(правильные ответы выделены курсивом)

“Совесть”, “Горячий камень”

1. Почему Нина Карнаухова решила не идти в школу?

А. Проспала.
Б. Не приготовила урок по алгебре.
В. Был праздничный день.
Г. Забыла дома портфель.

2. Почему мальчик с добрыми доверчивыми глазами гулял по роще?

А. Прогуливал уроки.
Б. Опоздал на урок и решил не идти в школу.
В. Заблудился из-за большой собаки.
Г. Он ещё не школьник.

3. Нина проводила малыша, вернулась за книгами и заплакала. Почему?

А. Её сердце грызла беспощадная совесть.
Б. Стало жалко завтрака, который съела собака.
В. Не нашла оставленных книг.
Г. Испачкала платье.

4. Ивашка Кудряшкин нашёл в болоте горячий камень. Что на нём было написано?

А. Только честный человек может забрать себе этот камень.
Б. Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала.
В. Направо пойдёшь – богатым будешь, налево пойдёшь – счастливым будешь, а прямо пойдёшь – убитым будешь.
Г. Осторожно! Камень горячий!

5. Почему старик отказался идти за камнем?

А. Болото далеко, и ему не дойти.
Б. Он сторожил сад, и уйти с караула нельзя.
В. Старик не поверил Ивашке.
Г. Камень тяжёлый, и старику его не донести.

6. Для кого Ивашка вытянул камень из болота?

А. Для себя.
Б. Для соседа.
В. Для своей бабушки.
Г. Для старика.

7. Почему старик отказался разбить камень?

А. Не нужна ему иная жизнь: он прожил счастливую жизнь и доволен ею.
Б. У него не было необходимых инструментов.
В. Стало жалко камня.
Г. Отложил до лучших времён.

8. Почему камень так и лежит неразбитым?

А. Было много желающих, но ни у кого не получалось разбить.
Б. Ивашка спрятал камень на болоте.
В. Камень оказался очень прочным.
Г. Все боялись глупо выглядеть в глазах соседей и знакомых.

“Четвёртый блиндаж”

1. Кто пошёл за грибами?

А. Коля, Нюра, Вася.
Б. Коля, Нюра, Вася, Исайка.
В. Исайка, Нюра, Коля.
Г. Исайка, Коля, Вася.

2. Однажды, сидя на заборе, что увидели ребята?

А. Танки.
Б. Дерущихся петухов.
В. Артиллеристов на учебных стрельбах.
Г. Кавалеристов.

3. В какие дни не было учебных стрельб?

А. В воскресенье и понедельник.
Б. В понедельник и среду.
В. Во вторник и четверг.
Г. В пятницу и субботу.

4. Как ребята попали на четвёртый блиндаж?

А. Хотели посмотреть на неизвестную деревеньку.
Б. Их пригласили солдаты.
В. Заблудились и оказались там случайно.
Г. Вместе со взрослыми пришли на экскурсию.

5. Почему попали под обстрел?

А. Артиллеристы приехали в выходной день.
Б. Ребят приняли за нарушителей.
В. Колька решил проверить, храбрые ли у него друзья.
Г. Колька перепутал дни, решив, что в этот день нет учебных стрельб.

6. Где прятались дети?

А. В сарае.
Б. В доме.
В. В погребе.
Г. В кустах.

7. Что принёс Васька домой и бережно хранил?

А. Патрон.
Б. Подаренную солдатом пилотку
В. Бинокль.
Г. Осколок, найденный на поле для учебных стрельб.

8. Почему мальчики стали дружить с Нюрой?

А. Она сестра Коли.
Б. Позвали играть в лапту.
В. Её привела к ребятам бабушка.
Г. Нюра уже была их подругой.

“Чук и Гек”

1. Радостное событие, от которого Чук и Гек прыгали и кувыркались по дивану.

А. Каникулы.
Б. Приезд бабушки.
В. Новые игрушки.
Г. Письмо от папы.

2. Что смастерили ребята себе в дорогу?

А. Чук – кинжал из старого кухонного ножа, Гек – пику из палки и вбитого в неё гвоздя.
Б. Чук – деревянную саблю, Гек – копьё.
В. Санки.
Г. Ничего.

3. Почему мать ничего не узнала про телеграмму отца?

А. Почтальон принёс телеграмму после их отъезда.
Б. Почтальон не приносил телеграмму.
В. Дети потеряли коробочку, в которой лежала телеграмма, и ничего не сказали матери.
Г. Дети случайно порвали телеграмму и не сказали об этом матери.

4. Почему Гек ночью в поезде разбудил всех пассажиров?

А. Мальчику приснился страшный сон.
Б. Его, сонного, ущипнул Чук, и мальчик проснулся.
В. Геку показалось, что мамы нет в купе.
Г. Перепутал купе и заорал.

5. На чём дети ехали по тайге к избушке отца?

А. Не ехали, а шли пешком.
Б. Ямщик вёз на санях.
В. На машине.
Г. На лыжах.

6. Где стояла избушка?

А. Возле Синих гор.
Б. Возле озера.
В. Возле Голубых гор.
Г. Возле Розовых гор.

7. Что узнали от сторожа?

А. Отец скоро придёт.
Б. Не надо было приезжать, ведь отец присылал телеграмму.
В. Отец переехал в другую избушку.
Г. Отец, наоборот, поехал к ним в город.

8. Как были наказаны мальчики за потерянную телеграмму?

А. Мать их не наказала.
Б. Мать отправила их за водой.
В. Мать не пустила играть на улицу.
Г. Мать поставила ребят в угол.

9. Куда пропал Гек, пока мать и Чук ходили за хворостом?

А. Спрятался за печкой.
Б. Стоял во дворе за сараем.
В. Спрятался в чулане.
Г. Спал в сундуке.

10. Кто нашёл Гека?

А. Никто, он сам объявился.
Б. Мать и Чук.
В. Пёс Смелый.
Г. Пёс Отважный.

11. Сколько дней дети и их мама жили в избушке до приезда отца?

А. 12 дней.
Б. 8 дней.
В. 10 дней.
Г. 5 дней.

12. Какой праздник семья Серёгиных встречала в тайге?

А. День рождения отца.
Б. 8 марта.
В. Новый год.
Г. День рождения мальчиков.

Подведение итогов игры.

Обобщение

Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы окунулись в атмосферу гайдаровских книг, к которым вы выполнили иллюстрации. Но на нашей выставке представлены не все герои произведений Аркадия Петровича Гайдара. Есть у писателя повесть, герои которой совершают много хороших поступков. Этим детям подражает уже не одно поколение школьников, которые даже называют себя по имени главного героя повести. Что это за произведение? (“Тимур и его команда”.) Да, не зря эту повесть называют главным произведением детворы. А почему так, мы с вами, конечно, узнаем, потому что скоро на уроках литературы будем совершать добрые дела вслед за Тимуром и его друзьями.

Литература

  1. Гайдар А.П. Собр.соч.: в 2 т. – М., “Детская литература”, 1979.
  2. Камов Б.В. Обыкновенная биография: Аркадий Гайдар. – М., 1971.
  3. Смирнова В.А. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества. – М., 1980.