Игры для развития психических процессов у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Игры для развития памяти

«Куукула тереебут кунэ»(«День рождения куклы»)

Цель игры: развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Материал: 4-5 игрушек(можно животные),кукла, игрушечные столик и стульчики, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы Туйаары сегодня день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Дети должны угощать чаем и сладостями, обращаясь к каждому гостю по имени. Воспитатель показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до 6-7.

«Булчут» («Следопыт-охотник»)

Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка.

Материал: 2-3 легкие игрушки, изображающие животных, комната, игрушечное ружье, шляпа.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребенку о следопытах- охотниках. Предлагает ему побыть «следопытом» и отыскать «зверей», которых он спрятал. Педагог прячет какую-нибудь игрушку на глазах у малыша в доступном месте. Выходят из комнаты, воспитатель надевает на ребенка костюм «следопыта» (ружье, шляпу). Спустя некоторое время возвращаются в комнату, воспитатель спрашивает, куда вы спрятали игрушку. Помнит ли он?

Если ребенок легко справится с заданием, воспитатель прячет несколько игрушек сразу.

«Аптаах саар» («Волшебный шарик»)

Цель игры: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Материал:2 воздушных шарика.

Ход игры: Надувают два воздушных шарика. Воспитатель показывает, как они плавают в воздухе. Дать ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время сказать малышу,что вы знаете волшебное заклинание . Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

Туус, хаас, куус- биир, икки, ус! ( хрип, храп, хруп- раз, два, три !)

Саарым аптанна – бу диэки кере тус ! (шар заколдован- иди посмотри!)

«Прилепите» шарик к стене или еще к чему – нибудь, но так, чтобы малыш мог достать. Повторить стишок, затем ребенок повторяет «заклинание» и пусть сам прилепит шарик. 

Игры для развития мышления

«Араастаан кердер» («Покажи по-разному»)

Цель игры: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов- антонимов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов ыарахан (тяжелый)-чэпчэки (легкий) воспитатель выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» - как тяжелую.

Таким же образом проводится упражнение тургэн (быстро)- бытаан (медленно) и т.д.

«Хатынчааным барахсан» ( «Белая береза»)

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «пойти в березовую рощу» - дети идут по залу. Воспитатель рассказывает: «Вот мы пришли в березовую рощу. Здесь стоят высокие березы – встаньте ровно, как эти стройные березы, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки и раздвигают руки – «ветви»- слегка в сторону, ладонями вперед. «Пойдем дальше, посмотрим, есть ли у высокой березы сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички березы – маленькие березоньки, они пониже, но такие же стройные». Затем воспитатель предлагает детям встать, как маленькие березоньки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

Игра повторяется несколько раз. После освоения детьми движений, воспитатель предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела.

«Сибэккигин бул» («Найди цветок»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько цветочков, сделанных из цветной бумаги и жетонов разного цвета.

Ход игры: Воспитатель разбивает играющих на несколько групп. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с цветками. После слов воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по комнате. По команде «Найди свой цветок!» дети собираются возле того цветка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Игры для развития воображения

«Дьиэ –дьиэчээн» («Теремок»)

Цель игры: развитие познавательного воображения, творческого мышления; памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: Карточки с сюжетом из сказки «Теремок».

Ход игры: Воспитатель напоминает ребенку о сказке «Теремок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. Если ребенок справится, воспитатель предлагает рассказать сказку в обратном порядке.

«Эриэппэ» («Репка»)

Цель игры: развитие речи и воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; усвоение понятий больше – меньше, последовательности событий.

Материал: кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка),черный (собачка Жучка),белый (кошка Мурка).серый (мышка).

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку». 

«Аптаах меьееччук» («Волшебный мешочек»)

Цель игры: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления.

Материал: 8-10 различных фигурок, мешочек.

Ход игры: Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из мешочка. Необходимо придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый ребенок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история заканчивается, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Колобокка кемелес» ( «Помоги Колобку»)

Цель игры: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.

Материал: карточки с сюжетом из сказки «Колобок»,разноцветные кружочки: желтый – Колобок, серый – волк, белый – заяц, коричневый – медведь, оранжевый – лиса.

Ход игры: Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от Лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

Игры – упражнения на развитие внимания и двигательной активности 

«Паара5ын сутэримэ»(«Не теряй пару»)

Ход игры:

Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Ким элбэ5и хомуйар эбитий?»(«Кто больше соберет предметов?»

Ход игры: По всей комнате (залу) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

Варианты:

а) собрать предметы одного цвета;
б) собрать предметы заданной формы(круг, квадрат, треугольник, овал);
в) собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету).

«Дьиэ5ин бул» (Найди свой домик»)

Ход игры: По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит первый ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом – второй ребенок, около него – красный кубик. По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

«Пирамиданы хомуй» («Собери пирамиду»)

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета.

Собранную пирамиду ставят как образец. Слева и справа от пирамиды – образца стоит по одному стержню, и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.

Затем игроки встают у линии старта ( расстояние до пирамиды 3-5 м.). По сигналу воспитателя каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца( по образцу). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.

Игры для развития социальных навыков

«Куукула Айыына5а дьиэ тутабыт» («Строим кукле Айыне дом»)

Цель игры: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры: На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Айыны: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Айына ,- рассказывает воспитатель, - купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как расставить мебель в комнате». Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

Воспитатель побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой – либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не хватает.

«Куоска уонна кутуйахтар» («Кот и мышки»)

Цель игры: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять своим поведением ( не бежать до конца текста). Сближение и объединение детей.

Ход игры: Воспитатель выбирает с помощью считалки «кота», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит в стороне, «мышки» медленно идут к нему, приговаривая:

Туун буолла, куоска утуйда – Вот и спит лохматый кот,

Хороонтон тахсыахха,аста кердуеххэ. В лапки свой уткнувши нос,

Куоскабыт кулгаа5а чуордук истэр, Подойдем к нему, разбудим

Куоскабыт хара5а сытыытык керер И посмотрим, что же будет.

Дети подходят и хлопают в ладоши. «Кот» вскакивает и ловит «мышей». Игра повторяется 3-4 раза.

«Еннеех массыыналар» («Разноцветные автомобили»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, умения ориентироваться в пространстве, согласованно действовать по команде, различать цвета

Материал: три разноцветных флажка и жетоны этих же цветов по числу детей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты «едешь в автомобиле». Когда флажок опущен, ты «возвращаешься в гараж» (садишься на стул).

После того, как дети поняли, начинается игра. Воспитатель должен следить, чтобы все действия выполнялись четко и без ошибок.