Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Падежные окончания имен существительных. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закреплять знания о падежах и безударных окончаниях имён     существительных.
  • Готовить к сочинению: «Зимний день».
  • Развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать учебную активность, трепетное отношение к красоте окружающей природы.

Оборудование:  таблицы по теме «Имя существительное», индивидуальные карточки со склонениями имён существительных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока

Лес и поле белые,
Белые снега.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.

(Е. Трутнева)

– О каком времени года идёт речь?
– Сегодня весь наш урок посвящён красоте зимней природы. Упражнения этого урока помогут вам в написании сочинения «Зимний день». А также повторим правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

2. Минутка чистописания

Сгс гсг

Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок.

3. Синтаксический разбор предложения

– Разберите предложение  для чистописания по членам и частям речи. У существительных укажите склонение и падеж, выделите окончания.

Проверка разбора.

4. Орфографическая работа

– Найдите ошибки в тексте. Докажите правильность написания.

Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.

– Какое предложение вы бы добавили к этому тексту? Запишите текст и своё предложение.

5. Закрепление знаний о падежах имён существительных

– В своём стихотворении Р. Рождественский часто использует один и тот же падеж. Определите его.

О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О ветках пушистых берёз,
О гроздьях рябины, о шорохах бора
Я стих этот людям принёс.

– Что вы знаете о написании существительных в предложном падеже?
– Запишите слова, которые я продиктую, в предложном падеже.

Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холода, капель, сугробы.

– Проверим окончания слов. Определите склонение.
– Покажите склонение с помощью карточек.

6. Физминутка

7. Комментированное письмо

От ветки к ветке, из деревни в город, по дороге к площади, под снегом и льдом,  за санками и лыжами.

– Итак, как правильно написать безударное окончание имени существительного? (Ответы учащихся)

8. Самостоятельная работа

Упражнение 262.   (Русский  язык.  Рамзаева Т.Г.)

Взаимопроверка.

9. Творческая работа

– Вспомните стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает».

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна. …

– Какие литературные приёмы использует автор? (Эпитет, олицетворение, метафора).
– Подберите эпитеты к слову зима. (Дети называют, учитель записывает на доске).
– Составьте небольшой текст, 3-4 предложения,  о зимней природе, используя эти эпитеты.
– Можно написать стихотворение.

Желающие зачитывают свои работы.

– Запомните подобранные эпитеты, они пригодятся при написании сочинения.

10. Итог урока

Обобщение по вопросам учебника с. 135.

– Какое настроение у вас было на уроке?  Поставьте значок о своём настроении на полях тетради.