Организация самостоятельной работы на уроках биологии с использованием учебника

Разделы: Биология


Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, является основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, отмечать упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать.

Учебник является необходимым условием для того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебная книга создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

В старших классах учащиеся легко могут, выполняя, данные им письменно задание изучить, усвоить, закрепить любой учебный материал самостоятельно, используя учебник. Главное – задания для учащихся должны быть интересными и разнообразными по форме и содержанию. Современные ученики хорошо освоили систему он-лайн общения, в листах самостоятельной работы, которые я предлагаю учащимся, это используется.

При изучении темы «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю приведённый ниже лист для самостоятельной работы учащихся.

Урок самостоятельного закрепления темы «Биосфера, её структура и функции» и изучения темы «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задачи урока:

  • закрепить знания о биосфере, круговоротах веществ в природе и биогеологической роли живых организмов,
  • объяснить причины (факторы), влияющие на формирование различий растительного и животного мира континентов,
  • сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз, биомасса, первичная продукция, потребители.

Обращение:

Чтобы решить поставленные задачи вам потребуется подумать, познакомиться с материалом учебника, возможно, посоветоваться с товарищами или учителем.

 Уровень 1: Проверка знаний по теме «Биосфера, её структура и функции».

Задание 1.

Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира Ивановича Вернадского и сделайте выводы о значении его трудов для развития науки в целом.
« …Явления жизни и явления мёртвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявления единого процесса.
… Мы получили в науке ряд наблюдений и достижений, которые указывают на огромное значение организмов в земной коре, в частности в химических её процессах…
…На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» В.И. Вернадский

Задание 2.

Выберите из приведённых ниже определений, то которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
А) оболочка Земли .в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой ( или когда – либо существовали и взаимодействовали) живые существа;
Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы, гидросферы;
В) оболочка Земли, в которой существует человечество.

Задание 3.

Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов. Найдите соответствие
между оболочками Земли и факторами, которые являются ограничивающими для той или иной оболочки:

Атмосфера Гидросфера Литосфера
     

А) недостаток света и избыточное давление,
Б) губительное для жизни коротковолновая часть ультрафиолетового излучения Солнца,
В) температура и уровень проникновения воды в жидком состоянии.

Задание 4.

Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите не менее 7 примеров таких полезных ископаемых.

Задание 5.

Какие газы атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение? Выберите правильные ответы:

а) кислород;               б) водород;                в) озон;                                   г) азот;
д) гелий;                    е) аргон;                     ж) углекислый газ;
з) оксиды серы;         и) оксиды азота.

Блиц-опрос (дайте краткий ответ):

  1. Процесс в результате которого углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу…
  2. Основной источник кислорода на Земле ...
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
  4. Чем образована атмосфера Земли?
  5. 70% поверхности земного шара занимает …
  6. Их называют продуцентами.
  7. Защитный экран планеты Земля…
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в круговорот веществ …
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами?
  10. Вернадский для живого вещества определил газовую биогеохимическую функции. Какие газы поглощают и выделяют живые организмы?

Задание 6. Найдите соответствие между веществами, входящими в структуру биосферы и приведёнными ниже примерами:

Живое вещество Биогенное вещество Косное вещество Биокосное вещество
       

1) водоросли;             2) кислород;                                     3) почва;                    4) вулканическая лава;
5) углекислый газ;     6) уголь;                                            7)* янтарь;                 8) опавшие листья;
9) навоз;                     10) * пыльца растений;                   11) озон;                    12) * паутина;
13) .мел;                     14) лишайники;                                15)* гумус;                 16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;                                       19) базальт;                20)* глина.

Уровень 2: Изучение нового материала по теме «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задание 1.

Учёные выделяют три основных фактора, послуживших причиной и влияющих на формирование различий растительного и животного мира континентов. Приведите примеры, которые доказывают существование этих факторов:
1. Геологическая история материков.
2. Различие климатических условий в широтном направлении, формирование биомов (тундра, тайга, леса, степи, пустыни и т.д.).
3. Изоляции.

Задание 2.

А) Рассмотрите рисунок различных биогеоценозов.
Прочитайте определения «биогеоценоз» и составьте его схематичное изображение с использованием математических символов «+», «–», «=».
Б) Приведите примеры продуцентов, консументов первого порядка, консументов второго порядка, редуцентов.
В) Закончите высказывания:
Биомасса – это …
Первичная продукция – это …

Уровень 3.

Запишите домашнее задание

Обращение. Желаю успеха в изучении биологии! На следующем уроке мы узнаем о биотических факторах среды и их взаимодействии.   :–) !!!!!

На следующем уроке обязательно проводится обсуждение выполненной работы и приводятся ответы к заданиям.

Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»

Блиц-опрос:

  1. Процесс в результате, которого углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание)
  2. Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
  4. Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
  5. 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
  6. Их называют продуцентами. (Растения)
  7. Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в круговорот веществ. (Азотфиксирующие)
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
  10.  Вернадский для живого вещества определил газовую биогеохимическую функцию? Какие газы поглощают и выделяют живые организмы? 2, СО2, азот, аммиак, сероводород и др.)

Задание 4.

7 примеров таких полезных ископаемых, которые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом: уголь, нефть, торф, известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты, природный газ.

Задание 6.

Соответствие между веществами, входящими в структуру биосферы и приведёнными ниже примерами:

живое

биогенное

косное

биокосное

1, 10*,14, 16 2, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 9 4, 17,18, 19, 20. 3, 15

1) водоросли;             2) кислород;                                     3) почва;        4) вулканическая лава;
5) углекислый газ;     6) уголь;                                            7)* янтарь;     8) опавшие листья;
9) навоз;                     10) * пыльца растений;                   11) озон;         12) * паутина;
13) .мел;                     14) лишайники;                                 15)* гумус;     16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;                                       19) базальт;    20)* глина

Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового материала»

Задание 2. Схематичное изображение определения «биогеоценоз» с использованием математических символов «+», «–», «=»
Растения + животные + микроорганизмы + факторы среды = биогеоценоз

Приведённый ниже лист самостоятельной работы учащихся можно использовать как при изучении темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении и повторении. Учащимся даётся задание вставить в скобках пропущенные слова. Если задание выполняется при изучении учебного материла, то учащиеся работают с помощью учебника.
Лист самостоятельной работы предлагаю следующий:

Лист самостоятельной работы по теме «Биосинтез белка»

Задание (проще некуда): Вставьте в скобках пропущенные слова и знания по трудной теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё посмотреть схемы или мультимидийные презентации по теме, то гарантированы. Начали …

Биосинтез это процесс образования при участии ферментов из низкомолекулярных веществ (     ?            ) сложных высокомолекулярных веществ (          ?          ): из аминокислот синтезируются (            ?            ), сложные углеводы (          ?          ) синтезируются из ( ?          ). Нуклеиновые кислоты образуются из (            ?          ). Молекулы липидов образованы остатком (       ?          ) и (     ?          ).
Совокупность реакций биологического синтеза называется (   ?          или     ?          или     ?          ), его сущность: образование из ( ?          ), поступающих в клетку из внешней среды (       ?          ). характерных для данной клетки.

Рассмотрим одну из важнейших форм пластического обмена – биосинтез белков. Он состоит из нескольких этапов.

В ядре:

Транскрипция (от латинского «транскрипцио» – переписывание) – это процесс образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК. Как это происходит? Да вот так!

Специальный фермент – полимераза, двигаясь по ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две цепи ДНК и затем по принципу (              ?          ) подбирает нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид, содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится нуклеотид с (            ?          ), если в ДНК – Гуанин, то в и-РНК (       ?          ),
если в ДНК – Аденин, то в и – РНК (       ?          ),
если в ДНК – Цитозин, то в и – РНК(      ?          ),
информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а только её части, одного гена (иногда группы генов, но редко).

Внимание! Правило! Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка!

А как это? Да элементарно!
Каждой аминокислоте соответствует триплет – это (    ?          ), например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ – аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным триплетам можно определить, что речь идёт именно о РНК?
Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е. по расположению нуклеотидов точно соответствует расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт информацию о каком-то(       ?          ), а триплетнозашифрованная информация на ДНК – информация о последовательности (      ?          ) в каком-то белке.
Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в (      ?          ), а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на (              ?          )
А дальше что?
Да собственно сам биосинтез белка, который ещё называют трансляцией (с латинского «трансляцио» – передача). Всё происходит на рибосомах.

Первый этап биосинтеза белка.

Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из двух субъединиц большой и малой, а каждая субъединица построена из (                       ?          ) и белка. Вот как раз между этими самыми субъединицами и встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по форме напоминают
(           ?          ) и называются (                   ?          ), к каждой т-РНК совершенно определённым образом (ну об этом в 10 классе, дорасти надо) прикрепляется строго определённая аминокислота ( аминокислот в цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается, да переваривается, да на мономеры в пищеварительном канале расщепляется) Вот собственно в этом и суть первого этапа биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это результат первого этап биосинтеза. (Хотя не так то там всё и просто, мы про кадоны и антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти надо!)

Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме! (Опять же).

Т-РНК «подтаскивает» « свою» (  ?          ) к рибосоме, а в ней, в рибосоме уже встроилась (           ?          ), которая состоит из триплетов, т.е. троек (       ?          ). Если триплетный код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её (               ?          ) соответствует коду на (                 ?          ), то аминокислота отрывается от своей (          ?          ), следом … то же самое.

Таким образом, второй этап биосинтеза – это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык» аминокислот.

Третий этап биосинтеза белка.

Фермент синтетаза присоединяет оторвавшуюся аминокислоту с помощью (            ?          ) связи к уже растущей на рибосоме цепи белка В итого образуется молекула (        ?          ), строение которой строго соответствует гену.
А где он, ген, расположен? (                      ?          )
А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем уроке!!! )))

Работа с использованием листов самостоятельной работы идёт активнее, если ребята работают на компьютерах. Я думаю, что такие задания можно выполнять через сетевые Интернет-сообщества, даже используя, любимые детьми «Контакты».

С одной стороны при такой организации самостоятельной работы постановка цели и планирование деятельности ученик осуществляет с помощью учителя.

С другой стороны наличие задач, проблемных вопросов, особого времени на решение, необходимость умственного напряжения даёт возможность для проявления самостоятельности, сознательности, активности.

На первый взгляд самостоятельная работа организуется по заданной форме и образцу, в то же время происходит модификация алгоритма в изменённой ситуации, используется конструктивный метод работы с переносом знаний в необычную ситуацию.

Разнообразие заданий позволяет так строить процесс обучения, что предъявляются достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивает их интеллектуальное развитие, и в то же время создаются условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.

В заключении притча. Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их». На следующий день он добавил: «Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный».