Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, является основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, отмечать упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать.
Учебник является необходимым условием для того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебная книга создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.
В старших классах учащиеся легко могут, выполняя, данные им письменно задание изучить, усвоить, закрепить любой учебный материал самостоятельно, используя учебник. Главное – задания для учащихся должны быть интересными и разнообразными по форме и содержанию. Современные ученики хорошо освоили систему он-лайн общения, в листах самостоятельной работы, которые я предлагаю учащимся, это используется.
При изучении темы «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю приведённый ниже лист для самостоятельной работы учащихся.
Урок самостоятельного закрепления темы «Биосфера, её структура и функции» и изучения темы «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задачи урока:
- закрепить знания о биосфере, круговоротах веществ в природе и биогеологической роли живых организмов,
- объяснить причины (факторы), влияющие на формирование различий растительного и животного мира континентов,
- сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз, биомасса, первичная продукция, потребители.
Обращение:
Чтобы решить поставленные задачи вам потребуется подумать, познакомиться с материалом учебника, возможно, посоветоваться с товарищами или учителем.
Уровень 1: Проверка знаний по теме «Биосфера, её структура и функции».
Задание 1.
Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира
Ивановича Вернадского и сделайте выводы о
значении его трудов для развития науки в целом.
« …Явления жизни и явления мёртвой природы,
взятые с геологической, т.е. планетарной точки
зрения, являются проявления единого процесса.
… Мы получили в науке ряд наблюдений и
достижений, которые указывают на огромное
значение организмов в земной коре, в частности в
химических её процессах…
…На земной поверхности нет химической силы
более постоянно действующей, а поэтому более
могущественной по своим конечным последствиям,
чем живые организмы, взятые в целом» В.И.
Вернадский
Задание 2.
Выберите из приведённых ниже определений, то
которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
А) оболочка Земли .в которой существуют и
взаимодействуют с окружающей средой ( или когда
– либо существовали и взаимодействовали) живые
существа;
Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы,
атмосферы, гидросферы;
В) оболочка Земли, в которой существует
человечество.
Задание 3.
Границы биосферы определяются факторами
земной среды, которые делают невозможным
существование живых организмов. Найдите
соответствие
между оболочками Земли и факторами, которые
являются ограничивающими для той или иной
оболочки:
Атмосфера | Гидросфера | Литосфера |
А) недостаток света и избыточное давление,
Б) губительное для жизни коротковолновая часть
ультрафиолетового излучения Солнца,
В) температура и уровень проникновения воды в
жидком состоянии.
Задание 4.
Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите не менее 7 примеров таких полезных ископаемых.
Задание 5.
Какие газы атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение? Выберите правильные ответы:
а) кислород;
б) водород;
в)
озон;
г) азот;
д) гелий;
е) аргон;
ж) углекислый газ;
з) оксиды серы; и) оксиды
азота.
Блиц-опрос (дайте краткий ответ):
- Процесс в результате которого углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу…
- Основной источник кислорода на Земле ...
- Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
- Чем образована атмосфера Земли?
- 70% поверхности земного шара занимает …
- Их называют продуцентами.
- Защитный экран планеты Земля…
- Бактерии, которые атмосферный азот включают в круговорот веществ …
- Какие организмы можно назвать концентраторами?
- Вернадский для живого вещества определил газовую биогеохимическую функции. Какие газы поглощают и выделяют живые организмы?
Задание 6. Найдите соответствие между веществами, входящими в структуру биосферы и приведёнными ниже примерами:
Живое вещество | Биогенное вещество | Косное вещество | Биокосное вещество |
1)
водоросли;
2) кислород;
3)
почва;
4)
вулканическая лава;
5) углекислый газ; 6)
уголь;
7)* янтарь;
8) опавшие
листья;
9) навоз;
10) * пыльца
растений;
11) озон;
12) * паутина;
13)
.мел;
14) лишайники;
15)*
гумус;
16) грибы;
17) метеориты; 18)* туман;
19) базальт;
20)* глина.
Уровень 2: Изучение нового материала по теме «История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»
Задание 1.
Учёные выделяют три основных фактора,
послуживших причиной и влияющих на формирование
различий растительного и животного мира
континентов. Приведите примеры, которые
доказывают существование этих факторов:
1. Геологическая история материков.
2. Различие климатических условий в широтном
направлении, формирование биомов (тундра, тайга,
леса, степи, пустыни и т.д.).
3. Изоляции.
Задание 2.
А) Рассмотрите рисунок различных
биогеоценозов.
Прочитайте определения «биогеоценоз» и
составьте его схематичное изображение с
использованием математических символов «+», «–»,
«=».
Б) Приведите примеры продуцентов, консументов
первого порядка, консументов второго порядка,
редуцентов.
В) Закончите высказывания:
Биомасса – это …
Первичная продукция – это …
Уровень 3.
Запишите домашнее задание
Обращение. Желаю успеха в изучении биологии! На следующем уроке мы узнаем о биотических факторах среды и их взаимодействии. :–) !!!!!
На следующем уроке обязательно проводится обсуждение выполненной работы и приводятся ответы к заданиям.
Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»
Блиц-опрос:
- Процесс в результате, которого углерод в виде углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание)
- Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
- Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
- Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
- 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
- Их называют продуцентами. (Растения)
- Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
- Бактерии, которые атмосферный азот включают в круговорот веществ. (Азотфиксирующие)
- Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
- Вернадский для живого вещества определил газовую биогеохимическую функцию? Какие газы поглощают и выделяют живые организмы? (О2, СО2, азот, аммиак, сероводород и др.)
Задание 4.
7 примеров таких полезных ископаемых, которые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом: уголь, нефть, торф, известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты, природный газ.
Задание 6.
Соответствие между веществами, входящими в структуру биосферы и приведёнными ниже примерами:
живое |
биогенное |
косное |
биокосное |
1, 10*,14, 16 | 2, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 9 | 4, 17,18, 19, 20. | 3, 15 |
1)
водоросли;
2) кислород;
3)
почва; 4) вулканическая
лава;
5) углекислый газ; 6)
уголь;
7)* янтарь; 8) опавшие листья;
9) навоз;
10) * пыльца
растений;
11) озон; 12) * паутина;
13)
.мел;
14) лишайники;
15)* гумус; 16) грибы;
17) метеориты; 18)* туман;
19) базальт; 20)* глина
Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового материала»
Задание 2. Схематичное изображение
определения «биогеоценоз» с использованием
математических символов «+», «–», «=»
Растения + животные + микроорганизмы + факторы
среды = биогеоценоз
Приведённый ниже лист самостоятельной работы
учащихся можно использовать как при изучении
темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении
и повторении. Учащимся даётся задание вставить в
скобках пропущенные слова. Если задание
выполняется при изучении учебного материла, то
учащиеся работают с помощью учебника.
Лист самостоятельной работы предлагаю
следующий:
Лист самостоятельной работы по теме «Биосинтез белка»
Задание (проще некуда): Вставьте в скобках пропущенные слова и знания по трудной теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё посмотреть схемы или мультимидийные презентации по теме, то гарантированы. Начали …
Биосинтез это процесс образования при участии
ферментов из низкомолекулярных веществ
(
? ) сложных
высокомолекулярных веществ
(
? ): из аминокислот
синтезируются
(
? ), сложные
углеводы (
? ) синтезируются из
( ? ). Нуклеиновые
кислоты образуются из
(
? ). Молекулы липидов
образованы остатком (
? ) и (
? ).
Совокупность реакций биологического синтеза
называется ( ?
или ?
или ? ),
его сущность: образование из (
? ), поступающих в
клетку из внешней среды (
? ). характерных для
данной клетки.
Рассмотрим одну из важнейших форм пластического обмена – биосинтез белков. Он состоит из нескольких этапов.
В ядре:
Транскрипция (от латинского «транскрипцио» – переписывание) – это процесс образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК. Как это происходит? Да вот так!
Специальный фермент – полимераза, двигаясь по
ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две
цепи ДНК и затем по принципу
(
? ) подбирает
нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую
цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид,
содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится
нуклеотид с (
? ), если в ДНК –
Гуанин, то в и-РНК (
? ),
если в ДНК – Аденин, то в и – РНК
(
? ),
если в ДНК – Цитозин, то в и –
РНК(
? ),
информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а
только её части, одного гена (иногда группы генов,
но редко).
Внимание! Правило! Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка!
А как это? Да элементарно!
Каждой аминокислоте соответствует триплет – это
( ? ),
например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты
аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ –
аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты
изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным
триплетам можно определить, что речь идёт именно
о РНК?
Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е.
по расположению нуклеотидов точно соответствует
расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт
информацию о каком-то(
? ), а
триплетнозашифрованная информация на ДНК –
информация о последовательности
( ? )
в каком-то белке.
Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в
ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в
( ? ),
а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на
(
? )
А дальше что?
Да собственно сам биосинтез белка,
который ещё называют трансляцией (с
латинского «трансляцио» – передача). Всё
происходит на рибосомах.
Первый этап биосинтеза белка.
Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из
двух субъединиц большой и малой, а каждая
субъединица построена из
(
? ) и белка. Вот как
раз между этими самыми субъединицами и
встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки
находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по
форме напоминают
(
? ) и называются
(
? ), к каждой т-РНК
совершенно определённым образом (ну об этом в 10
классе, дорасти надо) прикрепляется строго
определённая аминокислота ( аминокислот в
цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается,
да переваривается, да на мономеры в
пищеварительном канале расщепляется) Вот
собственно в этом и суть первого этапа
биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой
т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это
результат первого этап биосинтеза. (Хотя
не так то там всё и просто, мы про кадоны и
антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти
надо!)
Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме! (Опять же).
Т-РНК «подтаскивает» « свою» ( ? ) к рибосоме, а в ней, в рибосоме уже встроилась ( ? ), которая состоит из триплетов, т.е. троек ( ? ). Если триплетный код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её ( ? ) соответствует коду на ( ? ), то аминокислота отрывается от своей ( ? ), следом … то же самое.
Таким образом, второй этап биосинтеза – это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык» аминокислот.
Третий этап биосинтеза белка.
Фермент синтетаза присоединяет
оторвавшуюся аминокислоту с помощью
(
? ) связи к уже
растущей на рибосоме цепи белка В итого
образуется молекула (
? ), строение которой
строго соответствует гену.
А где он, ген, расположен?
(
? )
А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем
уроке!!! )))
Работа с использованием листов самостоятельной работы идёт активнее, если ребята работают на компьютерах. Я думаю, что такие задания можно выполнять через сетевые Интернет-сообщества, даже используя, любимые детьми «Контакты».
С одной стороны при такой организации самостоятельной работы постановка цели и планирование деятельности ученик осуществляет с помощью учителя.
С другой стороны наличие задач, проблемных вопросов, особого времени на решение, необходимость умственного напряжения даёт возможность для проявления самостоятельности, сознательности, активности.
На первый взгляд самостоятельная работа организуется по заданной форме и образцу, в то же время происходит модификация алгоритма в изменённой ситуации, используется конструктивный метод работы с переносом знаний в необычную ситуацию.
Разнообразие заданий позволяет так строить процесс обучения, что предъявляются достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивает их интеллектуальное развитие, и в то же время создаются условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.
В заключении притча. Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их». На следующий день он добавил: «Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный».