Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], [ц], буквы Х х, Ц ц. Роль фонетики в образовании слов"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2. Подготовка к объяснению нового материала

1) Дыхательная гимнастика

-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании (на доске запись)

А И У Н

-А теперь коротко и отрывисто

ыыыы кккк уууу

2) Артикуляционная гимнастика

-А теперь открыли книжечку "Новое чтение " В.Б.Эдигей на стр.13.

Назовите букву, которую вы видите.

Какой звук обозначает эта буква?

Что интересного можете сказать про эту букву?

Произнесите звуки первого столбика твёрдо, отрывисто.

Что заметили?

Читаем получившиеся слоги.

Придумайте слова с этими слогами.

3. Работа с новым материалом

1)-Сейчас я прочту вам небольшое стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажете, какой звук повторяется в словах чаще всего.

Хоккейные клюшки стучат как хлопушки,
И шайба летит от ворот до ворот.
За ней хороводом проносятся хрюшки-
В команде "Хрю-хрю" тренировка идёт.

-Произнесём этот звук ещё раз. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

-А теперь посмотрите на картинку и назовите слова, в которых можно услышать этот звук?

-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

-Посмотрите, какой буквой обозначается этот звук.Пропечатаем эту букву в тетрадочках.

(дети печатают в специальных тетрадочках)

А теперь составим звуковые схемы слов: петухи, муха

(каждая схема анализируется 1 учеником у доски, а остальные учащиеся- у себя за партами в тетрадочках0

-Откройте "Азбуку" на стр.93 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х']

-А теперь откроем "Прописи. Азбука. Раскраска." Н.Васильковой на стр.47 и найдём контуры хорька и хомяка. Догадались, почему? Заштрихуем эти контуры: девочки -хомяка, а мальчики - хорька.

-Читаем слова на стр. 46 и делим их на слоги.

-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

4. Физкульт. минутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт
Щёчки моет, спинку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

5. Продолжение работы над новым материалом.

2)-Сейчас я загадаю вам загадку. Попробуйте её отгадать.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (цапля)

-Какой звук первый в этом слове? Что можете о нём сказать? Докажите.

-Давайте ещё раз произнесём слово -отгадку. Что заметили? А подберите такие слова, где звук [ц ] будет произноситься мягко. (дети пытаются подобрать слова)

- Оказывается, нет таких слов в русском языке. Это - секрет звука [х].

-Этот звук обозначается буквой Ц ц. Пропечатаем эту букву в тетрадочках.

-А теперь составим звуковые схемы слов :цапля, цветы.

-Откроем " Азбуку" на стр.93 и внимательно рассмотрим рисунки. Назовите слова, в которых слышим этот звук.

-На этой же странице посмотрите на рисунки- контуры и обведите только те предметы, в названиях которых есть звук [х]. Сколько нашли таких предметов?

6. Физкульт.минутка

(под музыку дети делают ритмические упражнения, девочки изображают цыплят, а мальчики - хорьков)

7. Продолжение работы (работа в группах)

-Сегодня, по дороге в школу, я опять встретила сказочную героиню.Она несла мешок. Как вы думаете, кто это был? (Баба Яга)

-Она передала вам мешок с заданием.

-Послушайте задание: в мешке лежат звуковые схемы и карточки со словами. (на доске прикреплён сказочный мешок, из которого учитель достаёт звуковые схемы и карточки).

Каждый ряд должен подобрать к своей звуковой схеме карточку со словом и доказать правильность выбора.

(карточек со словами больше,чем звуковых схем)

-Работаем.

(одновременно с этим заданием получают задание группа хорошо читающих детей (4 уч.). Они работают с " Хрестоматией", произведением Ю.Мориц "Хохотальная путаница")

-Проверяем. Доказываем.

-Послушайте своих товарищей с заданием. (4 уч. читают " Хохотальную путаницу")

8. Подведение итогов

-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.

Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.

-А вам понравился урок?

-А что особенно понравилось, запомнилось?

-Что нового для себя открыли?

(дети отвечают)

-Урок - это гора, которую мы покоряем.На какую же высоту поднялся каждый из вас? Мы с вами -дружный коллектив, большое созвездие, в котором каждый из вас -звезда. Возьмите звёздочки и прикрепите их на горе. (почти все дети прикрепляют звёзды на вершину. 1 ребёнок - на середине горы. Учитель спрашивает объяснение.)

- Молодцы!!!

- Урок окончен. Спасибо.