Литературное чтение "Характерные особенности басенного жанра. Басни И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство с баснями И.А.Крылова.
  2. Развивать умение выразительного чтения басен.
  3. Провести краткую экскурсию в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить с Лафонтеном, басни которого переведены И.А.Крыловым.
  4. Обобщить знания по особенностям басенного жанра.
  5. Воспитать интерес к уроку, к работе.

Оборудование: Портрет И.А.Крылова, Лафонтена, выставка книг С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого.

Ход урока

I. Создание эмоционального настроения.

Учитель:

Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка, тетрадка, дневничок?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте удачи и скажите себе: "Я хочу учиться и узнавать новое"

II. Актуализация знаний.

Учитель:

Ребята вы видите портрет на доске. О ком мы будем сегодня говорить? Правильно! Об И.А.Крылове. А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем об И.А. Крылове:

а) что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И.А.Крылова?

б) кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?

в) что вы можете сказать о его работе над баснями?

г) как "благодарная" Россия выразила свой почёт и уважение великому баснописцу?

Вывод учителя: Крылов писал интересно и смешно. Многие его герои вызывают у нас улыбку. Как вы думаете? Случайно ли вводит И.А.Крылов в действие басен "комические эпизоды"?

Ответы детей: нет не случайно, он хотел высмеять, показать пороки человека и искоренить их.

Учитель: Как вы думаете, басни были написаны для детей?

Дети: нет, сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение к взрослым, чем к детям.

Учитель: Понятны ли вам эти басни?

Дети (варианты ответов):

Да;

Не всегда понятна мораль басни.

Учитель: Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: " Этот жанр понятен каждому, его читают и слушают и взрослые и дети". Что же делает басни понятными детям?

Дети: Басни короткие и написаны в стихах. У них простой сюжет - о животных. У басни есть мораль.

На доске: "Басня - короткий рассказ (чаще всего в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни - показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их".

III. Экскурсия по выставке басен И.А.Крылова.

Учитель: Знакомы ли вам эти книги? Кто их автор? О чем они? Назовите знакомые вам басни.

Ответы детей.

IV. Экскурсия в историю жанра.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Открываем, поморгаем.
Отвечать и читать мы снова начинаем.

(Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И.А.Крылова)

Учитель: Ребята, встречались ли мы с баснями?

Дети: Да.

Учитель: Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

Дети: Да, мы уже читали басни Эзопа и Л.Н.Толстого.

Учитель: Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?

Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе:

1-й ученик: Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяны легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до н.эры на Самосее и был рабом.

2-й ученик: А по легенде, Эзоп из Фракии, Области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли хромым, горбатым, с лицом обезьяны.

3-й ученик: Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

Учитель: Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам И.А.Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому-что И.А.Крылов наделил персонажи Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова? (Ответы детей)

Учитель: Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?

Дети: Нет.

Учитель: Послушайте о нем. Это французский поэт 17 века. Он написал стихи и сказки, баллады и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен - звери. Но под личиной льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка - льстивые и хитрые, алчные придворные.(по ходу поясняю трудные и непонятные слова). А.С.Пушкин, сравнивая басни Крылова и Лафонтена, говорил: " Они оба вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свидетельство французского народа, напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое -то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: "Лафонтен и Крылов представители духа обоих народов".

На доске баснописцы. Посмотрите, какая интересная цепочка получилась: Эзоп - Жан де Лафонтен - И.А.Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В 19 веке писал басни в прозе Л.Н.Толстой, позже басни писал С.В.Михалков.

V. Сравнение басен Эзопа и И.А.Крылова.

1.Чтение учителем басни Эзопа "Ворона и лисица" (пауза)

2. Чтение детьми басни И.А.Крылова "Ворона и лисица"

Учитель: Что вы можете сказать об этих баснях? Какая вам больше понравилась и почему? (Дети высказывают свое мнение).

Сравнение что общего и каковы отличия.

Эзоп:

- Краткое изложение сюжета;

- Прозаическое произведение;

- Лисица говорит сухо;

И.А.Крылов:

- Удивительное богатство оттенков словесных красок;

- Стихотворное произведение;

- Очень выразительна и жива выразительная интонация;

- Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель: Прочитаем еще раз басню И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

(Чтение басни детьми)

3.Беседа по содержанию:

  • О ком эта басня? (О Лисе и Вороне)
  • Как Крылов передает характер лисы? (Можно зачитать)
  • Как нужно читать разговор Лисицы с Вороной? (Читать нужно негромко, ласково, соблюдая паузы)
  • Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему?
  • Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди)
  • Какие части речи больше использует И.А.Крылов? (глаголы)
  • Какой смысл имеет мораль басни? Доказал ли это И.А.Крылов? (Да Ворона поверила льстивым словам лисы и была за это наказана)
  • Чтение басни по ролям.

VI. Итог урока.

Физминутка.

Мы хором встали. Закончили урок. И подводим теперь итог.

Что запомнилось? Что нового узнали?

VI. Оценки.

В волшебной шкатулке кружки. Это оценки работы детей:

  • 5 - красный кружок
  • 4 - зеленый кружок
  • 3 - желтый или синий

(Дети оценивают себя сами)

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню по желанию полностью или отрывок.

(Дети выбирают задание по уровню)

 Литература.

  1. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 класс. Автор: Ковалько В.И.
  2. Приглашаем на урок. Издательство "Учитель". Авторы: Лободина Л.В, Юдина О.А, Гаврилова Е.А.