Урок литературы в 6-м классе на тему "Добру откройте свои сердца"

Разделы: Литература


Цель:

Обучающая:

  • формирование умения определять основные проблемы произведения;
  • развитие навыков анализа художественного текста;
  • овладение учащимися выразительными средствами языка.

Развивающая:

  • развитие связной, логической речи учащихся, ее выразительности;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся;
  • обогащение словарного запаса.

Воспитательная:

  • формирование нравственной и гражданской позиции учащихся;
  • воспитание умения сопереживать близким людям;
  • создание на уроке особой, теплой атмосферы.

Оборудование:

  • "Если добрый ты:" (аудиокассета с записью музыки к мультфильму "Приключение кота Леопольда");
  • русские народные пословицы;
  • ксерокопия текста "Потому что я - человек" В. Сухомлинского и стихотворения "Зайчонок" А. Яшина;
  • маркеры, эмблемы.

Эпиграф к уроку (на доске)

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Н. Рыленков

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

  • Ребята, прежде чем мы с вами начнем работать, давайте подарим свои улыбки друг другу, своему соседу по парте и просто всем- всем- всем. И пусть вместе с этой улыбкой наши сердца откроются навстречу добру.

( Ребята улыбаются друг другу)

II. Вступительное слово учителя. Рисование ассоциаций.

Душевная теплота, добро, доброта - все эти слова, в сущности, означают одно и то же. Давайте попробуем представить их.

Закройте глаза, еще раз послушайте эти слова и постарайтесь увидеть картинку, образ, который ассоциируется с этими словами.

А теперь что получилось, попробуем нарисовать. У вас на партах - маркеры и эмблемы - кружки. Дерзайте!

( На заранее приготовленных эмблемах ученики рисуют смайлики, улыбки- все, с чем ассоциируется у них слова добро, доброта, и в конце урока обмениваются рисунками)

III. Значимость добрых слов, слов вежливости, в повседневной жизни.

  • Даже самые обычные слова, которыми мы начинаем и заканчиваем наш день, очень важны для людей, окружающих нас. Давайте вспомним их.

/Ученики называют "вежливые" слова: доброе утро, добрый день и др./

  • А давно ли вы желали добра своим близким, маме? Не считаете нужным? А вот сегодня же и начните новый день с пожелания всем добра и только добра.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: "Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!
В. Боков

IV. Работа с пословицами.

  • Между прочим, русский народ никогда не забывал о ценности доброго слова, о том, что это - основа человеческого общения, и отразил все это в кратких мудрых изречениях - пословицах.

/Учащиеся работают по группам. Каждая группа выполняет свое задание/

1 группа. Даны половинки высказываний, нужно соединить их так, чтобы получились пословицы, и объяснить их смысл.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Добро творить - себя веселить.
Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб - соль помнит.

2 группа. Даны только начала пословиц, ребята должны самостоятельно закончить их и объяснить, как понимают смысл пословицы.

На добрый привет : (добрый и ответ)

Жизнь дана на : (добрые дела)

Добро творить - : (себя веселить)

3 группа. Вставить пропущенное слово в пословице

Доброта без разума : (пуста).

:(Спасибо) тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

По мере ответов учащихся правильный вариант вывешивается на доску.

  • Добро творить - себя веселить.
  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
  • Доброта без разума пуста.
  • На добрый привет - добрый и ответ.
  • Дерево смотри в плодах, а человек - в делах.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб - соль помнит.

V. Работа с текстом В. Сухомлинского (текст читает ученик).

Потому что я - человек

Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взял за руку ребенка, пошел дальше.

На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:

- Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

- Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камень?

- Я убрал его с дороги.

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

- Потому что я - человек.

В. Сухомлинский

  • Что вы можете сказать о героях этой истории?
  • Можно ли этот текст назвать притчей? Докажите. Чему он учит?

/Притча - небольшой рассказ нравоучительного содержания, в них обычно нет указания ни на конкретное место действия, ни на время, их герой - человек вообще./

  • Как вы понимаете последние слова: "Потому что я - человек"?
  • Что значит - быть человеком?

Есть ли среди ваших знакомых такие люди? За что вы их уважаете?

VI. Физкультминутка.

Добрым быть совсем не просто (повороты головы вправо, влево),
Не зависит доброта от роста (руки вверх),
Так подарим людям радость эту (руки от груди в сторону),
Пусть шагает доброта по свету (ходьба на месте).

VII. Анализ стихотворения А. Яшина "Зайчонок".

Стихотворение читает учитель.

Бродил охотник по тайге с утра,
Промок, продрог,
Валила с ног усталость, а так и есть - ни пуха, ни пера
На поясе его не оказалось.
Уже смеркалось и во все углы
Вползал туман, промозглый, неуютный,
Как вдруг на тропку, прямо под стволы,
К ногам шмыгнул зайчонок шалопутный.
Сначала показалось - повезло.
Охотник выстрелил, почти не глядя,
Сорвав на нем, на маленьком, все зло,
От неудач скопившееся за день.
Но смолкло эхо, пыл его остыл,
И сердце стиснула до боли жалость.
Конечно бы, зайчонок жил и жил,
Когда б не раздраженье, не усталость.
Ведь не за ним звала его тайга,
Не для него сухим хранился порох.
Зачем он, слабый, сунулся к ногам
В такую незадачливую пору?
Охотник помнит, хоть прошли года,
Глаза раскосые, подшерсток белый
И тот недобрый, стыдный день, когда
Его душой жестокость овладела.
Зайчонок. 1956

  • Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
  • Какие чувства испытывал охотник? Почему?
  • Каким рисует автор зайчонка? Какие слова использует?
  • Как вы понимаете эпитет шалопутный?
  • В том, что охотник подстрелил зверя, нет ничего предосудительного. Почему же он не может забыть тот день, когда "выстрелил, почти не глядя"?

/Дело в том, что он сорвал на зайчонке свою досаду, все "зло, скопившееся за день". Раздражение, усталость, неудачи подтолкнули охотника к тому, что он подстрелил зайчонка. Охотник - не злой человек. Он сразу осознает свою ошибку, только исправить ее нельзя./

  • Почему этот день назван "недобрым, стыдным"?
  • Как вы думаете, этот случай можно считать уроком для охотника?

/ Скорее всего, да: ведь прошло уже много лет, а охотник о нем все еще помнит/

  • Какой же урок мог вынести охотник?
  • А мы, читатели, какие выводы должны сделать?

/Нужно думать о том, чтобы не было стыдно за то, что совершил; о том, чем могут обернуться твои поступки для других людей, т.к. творить добро - это значит и не делать зла/.

  • Мы говорили о том, что значит быть человеком. Можно ли героя этого стихотворения назвать настоящим человеком?

/Да, если человек способен осознать свои ошибки, сделать верные выводы и не совершать более постыдных поступков/.

VIII. Незавершенный рассказ.

Начало рассказа - на листочках, учащиеся должны продолжить прерванное повествование, представив себя на месте героев рассказа.

 Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша почти не было видно под ней. Стоял мороз. Серега сказал: "Посмотрим, что там под шапкой!" - схватил и бросил ее вверх. Мы :.... и я:::.

 Из леса возвращались очень довольные, но очень усталые. Когда увидели свободные места в вагоне, так образовались. Уместились пятеро на одном ряду. Вошла старая женщина. Места были заняты. Мы делали вид, как и все в вагоне, что не замечаем ее :::.. Я:::.

IX. Заключительное слово учителя.

Быть добрым на словах - легко, на деле - гораздо труднее. Я желаю вам иметь достаточно мужества и решимости, чтобы не спасовать перед трудностями, которые могут возникнуть на жизненном пути. И тогда, я уверена, вы вырастете настоящими людьми, для которых забота о своем родном крае, стране не пустой звук.

Пусть ваши сердца будут открыты добру.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце добрым будет.

X. Рефлексия. Вручение эмблемок друг другу с пожеланиями добра.

XI. Подведение итогов урока.

* * *

Сто часов счастья:
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки:
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала:
Случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило "спасибо".

Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана:
Сто часов счастья!
Разве этого мало?

Обо мне часто говорят, что я счастливый человек. А я и не спорю.

Мое счастье - это моя семья: любимый и любящий муж и красавица - дочка, мой дом, который был выстроен своими руками; моя работа, трудная, сложная, но приносящее настоящее удовлетворение.

Счастье - это люди, которые тебя понимают и любят.

Счастье - это общение с природой, это вера в добро.