"Хлеб наш насущный"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям младшего возраста осознать значимость в жизни человека;
  • воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, вырастившим его;
  • воспитать уважение к традициям языку русского народа;
  • привлечь внимание учащихся и их родителей к актуальности данной темы, познакомить со статическими данными, иллюстрирующими проблему.

Оборудование: рисунки и плакаты детей по теме «Хлеб», сборник пословиц и поговорок, комплект открыток «Слово о хлебе», книга С.Алексиевич «Последние свидетели», подборка стихов о хлебе, листочки для ответов, фотографии жителей блокадного Ленинграда.

Ход урока

На доске надпись:

Дороже и злата, и соболя,
Он – всем и всему голова.
У ... значенье особое:
Державные держит права. (В.Макаров)

Объяснить:

Державный – обладающий верховной властью, могущественный, величественный.

– Ребята, давайте прочтем эти строки. Как вы думаете, какое слово пропущено? Почему? (Ответы детей)

– Сегодня наш урок мы посвятим хлебу. Кто из нас не вдыхал запах свежеиспеченного хлеба? Согласить, он – один из самых лучших на свете запахов.

В основной молитве «Отче наш» есть такие слова: «Хлеб наш насущный, Дашь нам днесь...»

Что такое «насущный»? Попробуйте объяснить. (Ответы детей)

«Насущный» – значит необходимый, ни больше, ни меньше, но столько, сколько надо для жизни.

«Дашь нам днесь», то есть «дай нам сегодня». Неслучайно в самой основной молитве главные слова – о хлебе.

В белорусской народной сказке «Легкий хлеб» мужик угощает волка хлебом. Волку хлеб понравился. Он говорит, что хотел бы его есть каждый день, но вот как его добыть?

Мужик поучает волка: «“Перво-наперво надо землю вспахать... Потом надо землю забороновать... Надо рожь посеять...

Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнется зерном наливаться, потом зреть...

Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток... Надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, на мельницу отвезти да муки намолотить...

Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую печь сажать, испечется хлеб”. Задумался волк и сказал: “Нет! Эта работа не по мне – и долго, и хлопотно, и трудно”».

Оказывается, не так-то легко вырастить хлеб! Чтобы он появился на нашем столе, огромное количество людей затратило свой труд.

Предлагаю вам рассмотреть открытки из комплекта «Слово о хлебе»:

1) вспахиваете почвы («Всему начало – плуг и борозда...»);

2) посев семян;

3) селекция сортов пшеницы;

4) жатва (ритуал хлеборобов);

5) битва за урожай;

6) страда, праздник урожая.

Люди каких профессий потрудились, чтобы хлеб попал на наш стол? (Агрономы, механизаторы-хлеборобы, селекционер, комбайнеры, наладчики – мастера по ремонту машин, пекари)

Как тут не произнести:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Хлеб на Руси всегда являлся важнейшим продуктом. Он был символом достатка, хорошего заработка. Гостей встречали хлебом-солью.

Пословиц о хлебе также очень много. Предлагаю вам закончить некоторые:

Худ обед... (когда хлеба нет).

Без соли, без хлеба... (худая беседа).

Хлеба ни куска... (так и в горнице тоска).

От хлеба-соли... (не отказываются).

Голодной куме... (хлеб на уме).

Как хлеб да квас... (так и все у нас).

 Хлеб-батюшка... (водица-матушка).

Какие пословицы и поговорки приготовили к уроку вы?

А знаете ли вы, что в каждой школе нашей страны ежедневно выбрасывается 20–25 килограммов хлеба. Это страшная цена недоеденных вами кусочков! Поэтому каждый школьник должен твердо усвоить следующее правило: «Хлеб для еды в меру бери».

Что значит «в меру»? (Столько, сколько нужно.)

Понаблюдайте в столовой за собой и своими товарищами. Никогда не выбрасывайте хлеб – это большой грех!

В странах Средней Азии до сих пор сохранился обычай просить прощения у хлеба. Если взрослый или ребенок по неосторожности уронит кусок хлеба, он должен немедленно оставить все дела и поднять его, сдуть пыль. Поклониться хлебу или поцеловать, а затем положить на стол или полку. Сейчас в России этот обычай, к сожалению, сохранился только в некоторых деревнях.

Кто в вашей семье покупает хлеб?

Сколько батонов белого? Буханок черного?

Знаете ли вы, что черный и белый хлеб нужно хранить отдельно, чтобы он не черствел и не плесневел?

Известно ли вам, что черный хлеб нельзя скармливать птицам, так как содержащиеся в нем дрожжи продолжают свою работу в их желудках и птица погибает?

Кто может поделиться маленькими хитростями, как дольше сохранить хлеб свежим?

(В хлебницу положить нарезанные кусочки яблока или сырого картофеля или поставить маленькую солонку с щепоткой соли)

Как можно освежить зачерствевший хлеб? (Сбрызнуть водой или на 2–3 минуты поместить в духовку с температурой 150С)

Что можно приготовить из черствого хлеба?

Поделись семейными рецептами.

К сожалению, во многих семьях просто выбрасывают черствый или заплесневевший хлеб.

А вот во время Великой Отечественной войны такое было просто недопустимо.

Сейчас я прочитаю вам воспоминания детей о войне из книги Светланы Алексиевич «Последние свидетели».

«Во время войны этим детям было кому – пять, кому – семь, кому – десять лет. Они не воевали на фронте, но видели гибель близких людей, издевательства фашистов, терпели самые жестокие муки – муки голода».

«...В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды было так, что пришли мы на обед, есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез. А была у нас лошадь, Майка, она была очень ласковая, мы возили на ней воду. На следующий день убили эту Майку и давали нам воду и такой маленький кусочек Майки. Мы только потом узнали, что убили Майку, от нас это скрывали, мы все ее очень любили. Это было единственное животное в нашем детдоме...»

«Немцы забрали у нас все, мы голодали, на кухню нас не пускали. Они каждый день варили суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался голос моего брата, страшный визг. Он был маленький и пополз на кухню на этот запах. Немцы облили его кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть...»

«Дети грудные заболевают. Чем лечить? Заваривают кипятком яйцо, и эту водичку давали вместо молока. У нас всего одна курица осталась, она с нами в хате жила, с нами спала, с нами от бомб пряталась. Как мы ни голодали, а курицу спасли. А голодали так, что мать за зиму сварила все кожуги и кнуты, а они так пахли мясом...»

«Из Ленинграда нас вывозили на Урал в город Карпинск. Вы везли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали травку. С блокады я знаю всю съедобную траву. Первый год в Карпинске мы не замечали природы, все, что было природой, вызывала у нас одно желание попробовать съедобное ли оно?»

Страшное воспоминание, правда?

Наверное, никто не хотел оказаться на месте этих детей! А вы часто привередничаете в столовой и дома, балуетесь за столом.

Но чаще вспоминайте эти строки!

Девочка, которая рассказывала про парк в городе Карпинске, была вывезена из блокадного Ленинграда. Давайте вспомним, что такое блокада? (Изоляция города с целью прекращения его отношений с внешним миром. – Блокадная книга - с. 14, 40, 48, 57, 95)

О подвиге защитников Ленинграда и о ленинградцах будут вспоминать часто. 900 дней и ночей город жил и боролся, ни смотря ни на что. (Показ фотографий) «Ленинград сам поднимет руки. Он падет, рано или поздно. Никто не освободит его... Ленинграду придется умереть голодной смертью».

Это слова из обращения Гитлера к солдатам фашисткой армии, которые фактически стояли на окраине города. Несмотря на весь ужас блокады, в Ленинграде продолжали работать хлебозаводы. Пекари выпекали хлеб, что не дать жителям города умереть от голода.

Мука, которая поступала по Дороге жизни (льду Ладожского озера) была мокрой, смерзшейся: машины проваливались под лед, их заливало водой от снарядов, пробивших лед. Муку растирали, и хлеб выпекали – несмотря ни на что!

Ленинградцы выполняли работу, которая была выше человеческих сил. А получали многие в день 125 граммов хлеба (продемонстрировать). Взрослые люди – на целый день! – «125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам», – написала ленинградская поэтесса-блокадница Ольга Бергольц.

Из чего ж состоял этот хлеб? Из смеси пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной и ржаной муки. Но и такой блокадный хлеб не имел цены для ленинградцев.

Сейчас мы хлебом сыты волю,
Но я веду такую речь:
Я даже внукам не позволю
И крошкой хлеба пренебречь.
Хочу, чтобы под мирным небом,
Как в годы памятной войны,
Мы свято дорожили хлебом,
Поскольку хлебу нет цены.

Знаете, ребята, в чем величие русского народа? – В милосердии. Что это такое? (Готовность помочь кому-нибудь или попросить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)

Мы выиграли очень страшную войну с жестоким врагом, который не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. После войны в наших городах работали пленные немцы, которые строили дома и поднимали страну из руин. Казалось бы, мы должны были относиться к нашим врагам с ненавистью и злобой. Но послушайте еще один отрывок из книги «Последние свидетели».

«Не помню, кто первый в детдоме увидел... немцев. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?

Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как будто что-то жевала, а он пробовал держать ее руками. Останавливать. А она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек, у кого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек хлеба. Он ничего не говорил, только благодарил: – Данке шен... Данке шен...

Когда я дежурила на кухне, я оставляла им весь свой дневной кусочек хлеба; вечером выскребывала кастрюли. Все девочки что-нибудь им оставляли, а оставляли ли мальчишки, не помню. Мальчишки наши были постоянно голодные, им все время не хватало еды. Воспитательницы нас ругали, потому что и у девочек случались голодные обмороки, но мы тайком все равно оставляли еду для этих пленных».

Наш урок подходит к концу. Но к этой теме хочется возвращаться снова и снова. И хоть сейчас в стране кризис, и на столах некоторых семья может и не быть прежних продуктов, но... согласно пословице, «пока есть хлеб и вода, все не беда».

А теперь возьмите ручки и листочки. Думаю, сегодня никто не остался равнодушным к теме.

Послушайте начало стихотворение Натальи Кончаловской «Хлеб»:

Мальчишке было десять лет...
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженую песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку...

Если бы вы оказались свидетелем этого поступка мальчика, как бы вы поступили? Как объяснили бы школьнику, что хлеб – наше богатство? (Рефлексия урока – работа на листочках в течение трех-пяти минут)