Занятие кружка "Мои права" (виртуальная экскурсия к "Памятнику злу")

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: внеклассная работа, кружок «Мои права», календарь правовых дат, Декларация прав ребёнка, «Памятник злу» на Болотной площади г. Москва


Цель:

  1. Обобщить знания об основных правах ребёнка, закреплённых в Конвенции;
  2. Закрепить полученные знания с помощью виртуальной экскурсии к памятнику на Болотной площади города Москвы (по материалам газеты «Библиотека в школе» № 10, 2003 г)

Оборудование:

  • таблички с названиями правовых документов,
  • «Календарь правовых дат»,
  • фотомонтаж экспозиции памятника М. Шемякина на Болотной площади в г. Москве.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Посмотрим на «Календарь правовых дат»:

  • 2001 – 2010гг – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
  • 1 июня – Международный день защиты детей.
  • 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
  • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
  • 2 декабря – День борьбы за отмену рабства.
  • 10 декабря – День прав человека.
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Права человека принадлежат всем людям, в любых ситуациях, в любых странах. Они принадлежат каждому человеку от рождения. Невозможно лишить кого-либо права, так же, как невозможен добровольный отказ от них. Права человека – это наш щит, который защищает нас от несправедливого вмешательства других.

II. Беседа.

- Какие документы, защищающие права ребёнка, вы уже знаете и когда эти документы были приняты? (Таблички)

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г

Декларация прав ребёнка

20 ноября 1959 г

Конвенция о правах ребёнка

20 ноября 1989 г

Конституция РФ

12 декабря 1993 г

20-го ноября – Всемирный день прав ребёнка, потому что в этот день 50 лет назад Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) приняла Декларацию прав ребёнка. Потом в этот же день, но в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В России она действует с 1990 года.

- Основной документ, защищающий права детей, - Конвенция о правах ребёнка.

Что такое Конвенция?

(Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.)

- Конвенция закрепляет общие для всего мира права детей, гарантии защиты детей от насилия, эксплуатации и равнодушия.

Кто в нашей стране считается ребёнком?

(каждый человек с рождения и до 18-и лет)

- Статьи Конвенции детализируют права каждого ребёнка. А сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

(всего 54 статьи)

Конвенция о правах ребёнка – объёмный и достаточно сложный документ. Поэтому и знакомимся мы с ней постепенно.

Какие статьи вы уже знаете? (Ответы детей)

Прошло уже много лет. Меняются времена, люди. А проблема защиты прав детей остаётся.

- Как вы думаете, от кого надо защищать детей? (Ответы учеников)

Взрослые должны защищать детей, но они и сами же являются нарушителями законов.

III. Виртуальная экскурсия на Болотную площадь в городе Москве.

В самом центре Москвы, недалеко от Кремля есть странный памятник. От него холодеет внутри, рядом с ним жутко находиться. В то же время его очень внимательно хочется рассмотреть, вдумываться в каждую деталь…

15-фигурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумана автором как аллегория борьбы с мировым злом.

Она установлена в Москве в 2001 году в сквере на Болотной площади. Место для памятника символично: именно на Болоте в средневековой Москве совершались казни, а в пору борьбы с ересями (XVI – XVII вв.) жгли неугодные богу книги, а заодно дудки, гусли и прочие скоморошьи инструменты – атрибуты, уходящие корнями в древнее язычество.

Композиция эта – напоминание человечеству о том, сколь беззащитно и слепо дитя в мире жестокости, черствости и насилия.

Автор этой композиции Михаил Михайлович Шемякин (р. 1943 г), художник, график, скульптор. Автор экспрессивных работ в смешанной технике. (Памятник Петру I в Санкт- Петербурге).

Обращаясь к будущим зрителям М.М. Шемякин написал: «Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшних и будущих поколений.

Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети – наше будущее!» Однако для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России».

Кто же такие – эти представители пороков взрослых?

Перед нами полукольцо из 12 фигур–мутантов, уродов, монстров. Поражает то, как точно мог определить автор тот или иной порок человечества.

Вот, в позе угодливого лакея со шприцем наготове, застыла Наркомания.

Рядом с нею - Проституция с головой жабы тянет к вам руки, обвитые змеями.

Они ждут вас, готовы принять в свою компанию.

За ними – Воровство со свиной головой, демонстративно, позвякивает украденным кошельком.

Дальше мы видим отупевшее Пьянство, как на троне, бесстыдно сидящее на винной бочке.

 

А что это за осёл с шутовским жезлом лихо отплясывает танец? Это – Глупость.

Рядом стоит Монах-инквизитор с марионетками в одной руке и скрижалями в другой. Он олицетворяет Лженауку. На скрижалях начертаны слова: «Мирный атом: Чернобыль. Военный атом: Хиросима, Нагасаки. Генная инженерия растений. Клонирование человека».

Пропаганда насилия не расстаётся с томиком своего кумира (Адольфа Гитлера) – «Майн кампф», из-под фрака торчит хвост, на ноге – копыто.

Рядом, с головой носорога - Садизм. Он отвратителен в своём похотливом жесте.

Эксплуатация детского труда смахивает на Карабаса-Барабаса, зазывающего в шарманку-фабрику свои жертвы.

Шагает с посохом измождённая старуха – Нищета, единственная, пожалуй, не утратившая человеческого облика.

Рыцарь в латах и противогазе – Война, - словно младенца, поддерживает в руках бомбу с мордочкой Микки-Мауса. За спиной, подобно крыльям чудовищных насекомых, косы – атрибут смерти.

В центре, на возвышении, - Равнодушие с фигурой, напоминающей гроб, – основа всех пороков. Оно отвернулось и заткнуло руками уши, видна лишь маска, надетая на затылок.

А дополняет этот безумный карнавал Гильотина, напоминающая бритву, которой только что перерезали вены.

В этот сжимающийся порочный круг устремлены две золотистые фигурки мальчика и девочки с завязанными глазами. Быть может, они играют в жмурки, пытаясь поймать друг друга? Но вектор движения нарушен, они слепо бегут в объятия пороков. А рядом брошены «Сочинения А.С.Пушкина», «Русские народные сказки».

Композиция напоминает нам, взрослым:

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы истребляем окружающую среду?

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы так часто равнодушны к их интересам?

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же так много у нас детей-сирот при живых родителях?

Мы не хотим вреда нашим детям –
И всё же убиваем их на войне.

IV. Закрепление.

1. На доске анаграммы:

НОКЕВНИЦЯ

РДОТИЕИЛ, ГОУСАРДТСОВ

ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ

Вопросы:

- Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

- Какие основные права ребёнка вам известны?

- В каком международном документе записаны права детей.

2. Нарушены ли права ребёнка в следующих ситуациях? Если да, то какие?

а) ребёнка заставляют мыть руки перед едой;
б) ребёнка заставили убрать в своей комнате;
в) ребёнка заставили просить милостыню в подземном переходе;
г) ребёнка заставили делать уроки;
д) ребёнку отказали в медицинской помощи, потому что ему уже 17 лет, и он сам в состоянии о себе позаботиться.

Литература.

  1. Буклет «Мои права – шаг в будущее» Центр развития гражданских инициатив. Владивосток, 2004
  2. Газета «Библиотека в школе» № 10, 2003.
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Шабельник Е.С. Права ребёнка. Учебник для начальных классов. М. 1998.