Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов на тему "Слово о родном крае"

Разделы: Внеклассная работа


Участники: 5-6 классы.

Цель: развитие познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Обобщить и дополнить знание детей об Архангельской области.
  2. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
  3. Способствовать формированию чувства патриотизма.
  4. Способствовать воспитанию нравственной и эстетической культуры учащихся через музыкальное и литературное творчество.
  5. Развитие творческих способностей.

Место проведения:

  • актовый зал.

Оформление:

  • название игры и станций,
  • герб и карта Архангельской области,
  • народные шали,
  • платки, полотенца,
  • презентация,
  • музыкальное сопровождение

Оборудование:

  • мультимедийная техника,
  • магнитофон,
  • микрофон,
  • аудио кассеты.

Ход мероприятия

Исполнение песни: «Мы вам рады». Девочки 5-х классов

Ведущий:

Какой же ты батюшко, Север,
Коль выстудил ветер в леса,
Метель луговины засеяла,
Мороз опалил небеса?

Какой же ты батюшко, родный,
Коль птицы умчались на юг,
А гладь твоих рек полноводных
В теснине ледовых кольчуг?

Какой же ты батюшко ? Полно..
И зверю в чащобе невмочь,
И катит тяжелые волны
Глухая полярная ночь.

Но так нарекли тебя люди.
Знать, не было края родней.
И зваться ты батюшком будешь,
Мой Север, скупой чародей!

Добрый день уважаемые участники и гости.

Мы рады приветствовать вас на игре «Слово о родном крае».

Русский Север. Поморье. Или еще – Двинское Заволочье, так в старину первые русские насельники, новгородцы, называли здешние места (нашу малую родину). Север – край невероятных просторов, раздолья и воли, край редкого богатства и красоты, край сказок, былин и замечательных песен.

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие по Архангельской области. С нами в путь отправляются учащиеся 5-6 классов. Давайте с ними познакомимся, и я приглашаю 5 «а» класс (представление команды – визитка). Встречайте 5 «б» и так далее. Каждый класс разделен на 4 команды. Просим первые команды занять свои места за игровыми столами.

Сегодня наши команды будет оценивать строгое, но справедливое жюри. Разрешите его представить (идет перечисление членов жюри). Результаты игры вы можете увидеть на оценочном листе (приложение 1).

Итак, мы со всеми познакомились и отправляемся в путешествие.

Наша первая станция «Историческая».

Каждая команда класса имеет право выбора 2-х вопросов.

(на табло карточки с номерами 1-8.)

рисунок 1,

рисунок 2

Вы выбираете номер карточки от одного до восьми, и получаете вопрос. Вопросы оцениваются в один балл, если команда не знает ответа, то может ответить команда соперников первой поднявшая руку. Итак, команда 5 а, ваш выбор.

Жители, какого Великого русского города первыми начали осваивать русский Север? (Новгород).

Какой город является центром нашей области? (Архангельск).

3. Кто из царей трижды приезжал в Архангельск, основал первую судостроительную верфь и первый морской порт России. (Петр)

4. В июле 1936года из Архангельска вниз по Северной Двине, шел белый красивый колёсный пароход. На его борту находилось 60 парней и девчонок, будущих строителей нашего города. Как назывался этот пароход? (Иван Каляев)

5. В годы Великой Отечественной войны юнги северного флота оказали огромную помощь в борьбе с фашизмом. А где была основана школа юнг?       (Соловки)

6. Как назывался наш город в 1936году? (п.Судострой).

7. После Неноксы Ричард Ченслер, посетил монастырь, который сейчас находится на территории СМП. К этому же монастырю высадились первостроители нашего города. Как называется этот монастырь? (Николо – Корельский).

8. Именем этого человека названа улица Северодвинска и не случайно, так как именно он, первым возглавил строительство нашего города. (Иван Тарасович Кирилкин).

Ответив на вопросы первого тура, мы, с вами открыли на табло герб Архангельской области. Этот герб был учрежден 1783году, несколько раз изменялся и с 1998 имеет не низменную форму. На гербе изображен архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом сражающий дьявола.

рисунок 3

Сигнал. Мы приглашаем вторые команды, занять места за игровыми столами.

Наш край издавна славиться своею необычной природой, лесными богатствами, красивыми городами.

И отправляемся на станцию «Географическая».

На этой станции для всех команд прозвучат одинаковые вопросы с тремя подсказками. Ответ пишите на листочке бумаги и сдаете жюри. Если команда отвечает после первой подсказки, получает три балла, после второй два, если после третьей один.

Но вам нужно не только дать правильный ответ, но и показать его на карте. Поэтому выберите картографа, который с помощью магнита, а он у каждой команды своего цвета, обозначит ответ на карте и принесет дополнительные очки команде.

I .

  1. Этот город был основан в 1584 году по приказу Ивана IV на правом берегу реки Северной Двины.
  2. Первый морской порт России.
  3. Колыбель отечественного кораблестроения. Столица Севера. (Архангельск).

II.

  1. Этот город расположен на берегу Белого моря.
  2. Он является центром атомного судостроения.
  3. С 1938г по 1957 этот город назывался Молотовск. (Северодвинск)

III.

  1. Эти острова так прозвали за хорошую соль, которую отправляли и в Москву, и в Мурманск?
  2. На этих островах находился центр иконописи и книгопечатания.
  3. В начале 15 века здесь был основан мужской монастырь, а в конце 16 века вокруг монастыря начали возводить крепость. (Соловецкими)

IV.

  1. Это море граничит с Северным Ледовитым океаном.
  2. Его называли Студёным или Гандвик.
  3. В этом море самые большие отливы и приливы? (Белое море).

V.

  1. Самая крупная река нашей области, образуется слиянием рек Сухона и Юг.
  2. Она впадает в Двинскую губу Белого моря.
  3. В устье этой реки расположен город Архангельск. (Северная Двина)

VI.

  1. Этот город стоит на берегу, красавицы реки Онеги, выше по течению находится озеро Лача.
  2. Этот город знаменит своими монастырями.
  3. В этом городе развиты такие ремесла как плетение из бересты, шитье золотом, набивными ситцами, гончарное производство. (Каргополь).

О красивых городах Севера написано много песен. И сейчас одна из них для вас прозвучит в исполнений Смирновой Наташи. А называется она «Белый град»

Сигнал. Смена команд.

Поморы – люди одаренные, сильные, смышленые, никогда не знавшие крепостного права, дали России много выдающихся людей: мореплавателей, художников, кораблестроителей, ученых.

И следующий тур «Культура края»

На этой станции для вас будут показаны портреты знаменитых людей севера, памятники архитектуры и изделия декоративно-прикладного творчества Архангельской области. Каждая команда должна отгадать, что или кто изображен на слайде. Свои ответы в письменном виде сдают жюри. (приложение 2).

Ответы к туру «Культура края»: Соловки, Малые Карелы, Кривополенова М.Д., Ломоносов М.В., памятник Торцеву А. Г., каргопольская игрушка, мемориал «Скорбящая мать – родина», памятник первостроителям города.

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы немного отдохнём и послушаем хоровод «Как с поморю».

Слово жюри.

Сигнал. Смена команд.

Красоту Серного края изображали не только на словах, её передавали художественных образах, на картинах, в песнях, сказках.

И в последней нашей станций «Литературная» каждый класс покажет отрывок из сказок северных писателей, а командам соперников нужно отгадать название сказки и автора.

Пока ребята готовятся, у меня для болельщиков есть вопросы. Ответив на их, вы сможете принести своей команде дополнительный балл. Для каждого класса по 2 вопроса.

1. Как называют жителей: Вельска? ( вельчане), Нарьян – Мара ? (нарьян – марцы), Котаса? (котлошане), Пинеги? (пинежане).

2. Что в старину означали слова: погода, зыбка, сиверко, жаровица.

Итак, смотрим выступление команд.

Пока жюри подводит итоги, для вас звучит песня «Субботея» в исполнении Полины Глазько.

(Ответы к заданиям по станциям (приложение 3))

А теперь настало время подвести итоги игры, и я передаю слово нашему жюри.

Награждение победителей и участников игры.

Наше путешествие подошло к концу, и закончить его мне хотелось бы следующими стихами.

Только здесь я бываю счастливой
Край мой северный благодарю.
Упоенье живительной силой
Ощущаю, люблю и храню.

Спасибо за игру. До новых встреч.