Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов по теме "Чтение как труд и творчество"

Разделы: Литература


Время, в котором мы все живём, – наша новейшая история – уже получило множество наименований. Одно из наиболее любопытных – период КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ СЛОВА.
Наше общество «с энтузиазмом» преодолело собственный литературоцентризм, отказав писателям прошлого и настоящего в праве быть Учителями, Пророками, Мучениками…Мы знакомимся  с теми, на которых «навели хрестоматийный глянец», ещё в школьные годы и больше не перечитываем их. А зачем? Усвоенное на уроках преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. А смена культурных парадигм уводит нас от глубокого вдумчивого чтения классики к массовой литературе, упрощающей наше представление о мире и о себе.

Данный курс – приглашение к диалогу. Диалогу людей, прочитавших одну и ту же книгу и желающих её обсудить. Это – попытка вернуть Читателю Книгу, а Книге – Читателя.
Ведь классика обозначает культурную идентичность личности: как национальную, так и общечеловеческую. Вероятно, в основе нашего менталитета – ЧТЕНИЕ и ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ одних и тех же книг, над которыми  размышляем вместе с моими воспитанниками.

Теоретическая и методологическая основа: Курс получил название статьи философа и литературоведа Валентина Фердинандовича Асмуса «Чтение как труд и творчество» (1961), где автор говорит об «особой деятельности сознания читателя» – сочувствующем внимании и понимании…, которые необходимы, чтобы литературное произведение было прочитано как произведение искусства. Там, где это двоякое условие отсутствует, чтение даже и не может начаться».

Исходным для курса можно считать отношение « автор – художественный текст – читатель». Оно соответствует концепции филолога М.М. Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение осваивается  в процессе практической литературной деятельности учащихся, которые работают то в авторской, то в читательской «ролях».  Для успешной работы в каждой из них необходимы также знание принципов и приёмов анализа литературного произведения – позиция «теоретика» и литературно-критическая оценка – т.е. работа в позиции «критика». Задачи выделенных позиций разнятся, но именно их комплексное решение обеспечивает единое развитие читателя.

Цель: воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отражённых в нём жизненных явлениях.

Задачи:

  • развитие у старших подростков мотивации к чтению, включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
  • создание образовательного пространства, обеспечивающего взаимодействие субъектов УВП на основе общего интереса к книге;
  • углубление и систематизация знаний истории и теории литературы;
  • поддержка выпускников, ориентированных на саморазвитие в гуманитарных областях знания, в профессиональном самоопределении.

Практическая реализация (способы организации УД)

  1. Ознакомление с планом каждого практического занятия. (Приложение 1)
  2. Распределение «ролей» среди учащихся в группе: «Автор», «Читатель – наивный собеседник», «Читатель – теоретик», «Читатель – литературный критик»
  3. Определение конкретных целей и задач, выбор доступных и достоверных информационных ресурсов, оптимальных способов выполнения поставленных задач.
  4. Сбор и обобщение материалов, самостоятельная подготовка к занятию,*при необходимости  – индивидуальная консультация с учителем.
  5. Взаимодействие на практическом занятии.
    • Представление результатов – устный доклад, изготовление опорных схем, карточек,  мультимедийная презентация, выпуск буклетов, видеопросмотры фрагментов кинематографических и театральных постановок.
    • Рефлексия. Мы исследуем не только художественный текст, но и идейно-эмоциональные впечатления, которые он у нас вызвал. (Соответствуют ли испытанные нами впечатления объективным особенностям произведения?)

Функции ролевых позиций (сочетание учебно-познавательной деятельности с творческой, а также включение элементов игры)

«Автор» – работа с биографическими источниками: письмами, дневниками, мемуарной литературой, особо: опубликованные черновики – если есть).

«Читатель – наивный собеседник» – постановка вопросов, выражение эмоций, возникающих на первом этапе знакомства с произведением (конкретно-чувственное восприятие)

«Читатель – теоретик»  – актуализация литературоведческих терминов, наиболее часто употребляемых в словарях, справочниках, монографиях по отношению к данному произведению конкретного автора.

«Читатель – литературный критик» – полное и достоверное освещение реакции современников на публикацию произведения, интерпретация особенностей поэтики и проблематики произведения, споры о нём.

Содержание и структура программы

В течение первого года обучения в составе малой группы (до 12 человек) учащиеся работают под руководством педагога над систематизацией собственных представлений о жизни художественного произведения (единстве его формы и содержания, реализации познавательной, оценочной, воспитательной, эстетической функций художественного произведения,  этапах восприятия литературного текста и др.)
Особое внимание в учебном взаимодействии уделяется межпредметным и внутрипредметным связям, обращение к различным видам искусства, а выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий призваны значительно расширить возможности учащихся в интерпретации художественного текста.  Каждый из разделов завершается творческой работой «Мой диалог с автором...» (жанры сочинений: письмо, литературно-критическое эссе, рецензия, очерк).

Второй год обучения посвящён работе над собственным исследованием (проектом), тема и форма которого определяется по окончании 10 класса: создание и публичная презентация (защита) исследовательской работы литературоведческого характера; серия публикаций в местных СМИ (интервью, заметки, репортажи); подготовка сборника собственных произведений (стихи, проза); создание концепции и сценария публичных мероприятий, инсценировок и драматических этюдов (отрывков);

10 класс. 60 часов

Раздел 1. Введение. Традиции и новаторство в литературном процессе (лекционный блок) – 16 часов

Содержание художественного произведения как его безусловная духовная сущность. Форма художественного произведения – система средств и приёмов, в которой воплощено содержание.
Понимание единства формальных и содержательных категорий как условие глубокого прочтения литературного текста и преодоления его субъективного восприятия.
Фольклор и литература. Понятие синкретизма древней поэзии как основы литературных родов. Образная система устного народного творчества.
Миф и литература. Античное учение о поэтике.
Литературные роды и жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Духовная литература. Жанры Библии.
Древнерусская литература, вопрос о периодизации. Классификация жанров, этическая концепция древнерусской литературы.
Средневековая европейская литература.
Литература Эпохи Возрождения.
Литература эпохи Просвещения.
Классицизм. Сентиментализм. Романтизм.
Реализм как художественный метод.

Раздел 2. Диалог с автором в драматургии (практикум) – 20 часов

Софокл  «Царь Эдип». Эсхил  «Антигона». Понятие о драматическом конфликте.
Лопе де Вега «Собака на сене». Социальный конфликт на страницах комедии.
Человек и время  в трагедиях У. Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта»
Ж.Б. Мольер. «Тартюф»: Образ эпохи на театральной сцене.
Традиции и новаторство в цикле А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери. Скупой рыцарь. Каменный гость. Пир во время чумы.»
Углубление экзистенциальных мотивов в драматургии. А.П. Чехов «Чайка»
Поэтика и проблематика драматических произведений  40-80-х годов XX века:
Е.Л. Шварц «Дракон»,  «Обыкновенное чудо»
М. Рощин «Старый Новый год»
В.Розов «Гнездо глухаря»
А.Вампилов «Старший сын»
Г.Горин «Чума на оба ваши дома. Тот самый Мюнхгаузен».
Л.Филатов «Сукины дети»

Раздел 3. Диалог с автором в лирике (практикум) – 11 часов

Тема творчества в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
«Silentium» Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама: опыт сопоставительного анализа.
«Человек творящий» в философской лирике И.А. Бунина.
Концепция мира и человека в стихотворении Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад»
Лирический герой в стихотворении М.Волошина «Гражданская война»
Контекстуальные связи стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»
Трагический и комический пафос. Ирония. Юмор. Гротеск. (на примере лирики И.Северянина или Саши Чёрного – по выбору учащихся)

Раздел 4. Диалог с автором в эпосе (практикум) – 13 часов

Концепция культуры в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Идейно-художественное единство цикла рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», О любви»
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» Сюжет. Композиция. Пространственно-временная организация произведения. Предметно-вещный мир в романе.
Роман А.Н. Толстого «Хождение по мукам» Характер человека в эпосе.
«Идеи – образы» впечатлений в повести «Лето Господне» И.Шмелева. Внутренний мир героя в эпосе.
Авторская позиция в романе В. Дудинцева «Белые одежды»
Особенности повествовательной структуры повести Г. Щербаковой «Митина любовь»

11 класс. 56 часов

Раздел 5. Индивидуальная проектная деятельность учащихся (выбранные темы)

Например: Рудзевич Елизавета «Опыт прочтения романа М.Веллера «Б.Вавилонская», Маслюк Александр «Авторская позиция в романе Т.Толстой «Кысь»,
Лебедева Маргарита «Подготовка и издание сборника стихотворений собственного сочинения с иллюстрациями автора» (опубликован в декабре 2006 года под названием «Метаморфозы»)

Результаты реализации программы

Профессиональная проба: «Я – журналист»

 Публикации статей и репортажей учащихся Лебедевой Маргариты, Полумискова Ивана, Рудзевич Елизаветы, Маслюка Александра, посвящённых Дню Победы (газета «Тюменская область сегодня» апрель-май  2005, 2006, 2007 годы)

Профессиональная проба «Я – исследователь»

Городская конференция юных филологов «Дебют» апрель, 2007 г.– 1 место (секция «Современная литература») Рудзевич Елизавета «Опыт прочтения романа М.Веллера «Б,Вавилонская», специальный диплом жюри за активное участие в работе секции – Маслюк Александр «Авторская позиция в романе Т.Толстой «Кысь»

Профессиональный выбор

Среди выпускников группы, окончивших спецкурс в 2007 году,  2 студента филологического факультета Тюм ГУ (Тюменского Государственного университета), 2 студента факультета журналистики ТюмГУ,1 студент факультета режиссуры ТГАК и И (Тюменской Государственной Академии культуры и искусств), 1 студент факультета журналистики Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Список литературы:

Методическая литература

  1. Бабинский М.Б. К проблеме содержания профильных курсов литературы// Стандарты и мониторинг в образовании.2003.№5
  2. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе// Народное образование.2002. №9
  3. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии. 2003. №4
  4. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения//Профильная школа. 2004. №3
  5. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования. 2002. №6
  6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Вестник образования. 2002. Пилотный номер 4
  7. Лебедев О.Е. Элективные курсы образовательной области «Филология» // Профильная школа. 2004. №4

Монографии. Учебные пособия. Справочники.

  1. Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 7 класс».М: Дрофа, 2001.
  2. Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 8 класс» М: Дрофа, 2002.
  3. Альбеткова Р.И. «Русская словесность: от слова к словесности. 9 класс» М: Дрофа, 2002.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М, 1979
  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М, 1975/ст. «Слово в романе»
  6. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
  7. Вайль П., Генис А. Родная речь. М, 1991
  8. Виноградов В.В. О языке художественной литературы, М,1993
  9. Власенков А.И. «Русская словесность. Интегрированное преподавание русского языка и литературы 5-8 класс» М: изд-во «Аркти», 1998
  10. Власенков А.И. «Русская словесность. Интегрированное преподавание русского языка и литературы 9-11 класс» М: изд-во «Аркти», 1998
  11. Гагаев А.А., Гагаев П.А. «Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения» М: Флинта – Наука, 2002
  12. Гинзбург Л. О литературном герое. М., 1979.
  13. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 класс» М: Дрофа,2001.
  14. Есин А.Б. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» М: Флинта – Наука, 1999
  15. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  16. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М., 2004.
  17. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ.ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева М., 1987
  18. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001
  19. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М. 1990
  20. Набоков В.В. Лекции по русской литературе.
  21. Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе XX века. СПб, 2005.
  22. Ортега – и – Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М,1991
  23. Потебня А.А.  Эстетика и поэтика. М, 1976
  24. Усминский О.И. Образные средства языка. Тюмень, 1990
  25. Хализев В.Е. Теория литературы. М. 1999.
  26. Эко Умберто. Имя Розы. // «Заметки на полях «Имени Розы» М. 1992
  27. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. 2-е изд. М., 1998.