Методическая разработка по русскому языку в 8-м классе по теме "Вводное слово"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Дидактическая: ввести понятие вводных слов как средство выражения субъективной оценки высказывания; способствовать выработке навыков постановки знаков препинания при вводных словах.
  • Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию умений находить вводные слова в тексте, определять их значение; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях; формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает.

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение, и оно останется в течение всей работы.

- Открываем тетради, записываем дату. Классная работа.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Обратите внимания на предложения, записанные на доске.

Прочитайте эти предложения, перепишите их в тетрадь.

Произведите синтаксический разбор данных предложений. Но только по членам предложений (без характеристики).

На доске записи:

Первый ряд

Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.

Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

Второй ряд

В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.

В мае возможно будут заморозки.

Третий ряд

Удостоверение, выданное секретарем, действительно до конца года.

Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

Во время данной работы трое учеников работают у доски. Выполняют синтаксический разбор предложения. Давайте проверим.

Один ученик работал у доски, подчеркнул грамматическую основу, второстепенные члены предложения.

Упражнение (что должно быть сделано?) должно быть выполнено (как?) чисто и аккуратно.

Слова должно быть являются сказуемым.

Другой ученик работал со вторым предложением, записанным на центральной доске.

Наводнение (каково?) возможно. Возможно в результате чего?

В результате таяния снега. В данном предложении слово возможно является сказуемым.

Третий ученик работал с предложением, записанным на доске с правой стороны.

Удостоверение (каково?) действительно(насколько?) до конца года.

Слово действительно является сказуемым, потому что связано с подлежащим и отвечает на вопрос сказуемого.

Молодцы!

А теперь давайте рассмотрим вторые предложения, записанные на доске.

К доске выходят другие ученики и пытаются разобрать данные предложения по членам.

Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

Выделяем грамматическую основу предложения:

ученик (что делал?) торопился и (что сделал?) не продумал.

Не продумал (что?) задания.

Затруднения вызвало слово должно быть.

Возникает вопрос: "Каким членом предложения является это слово?"

Разбираем следующее предложение: В мае возможно будут заморозки.

Выделяем грамматическую основу предложения:

Заморозки (что будут делать?) будут. Будут (когда?) в мае.

Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово возможно?"

Разбираем последнее предложение: Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

Выделяем грамматическую основу предложения:

Погода (что делала?) стояла. Стояла (как долго?) в течение всего сентября.

Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово действительно?"

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Ребята, а почему мы не смогли определить, какими членами предложения являются слова должно быть, возможно, действительно, во вторых предложениях, записанных на доске?

К данным словам нельзя задать вопрос, не связаны грамматически с другими членами предложения, произносятся с определенной интонацией.

- Попробуйте изменить место этих слов в предложении. Где могут стоять такие слова в предложении? Изменится ли от этого смысл предложений?

Данные слова можно поставить в любое место предложений и смысл не изменится.

- Так какова же цель нашего урока?

Определить, как называются такие слова.

Каково значение данных слов, зачем они нужны в предложении?

Построение выхода из затруднения.

Давайте вспомним, что мы узнали о данных словах, как их можно назвать, зачем они нужны в предложении?

Учащиеся вспоминают то, о чём уже говорили.

В это время учитель вывешивает на доску признаки данных слов (не являются членами предложения, могут стоять в любом месте предложения, не связаны грамматически с другими членами в предложении).

Ребята, как вы думаете, зачем они нужны в предложении?

При помощи этих слов говорящий

выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Что выражает слово возможно в предложении? Слово возможно выражает меньшую степень уверенности.

Что выражает слово действительно в предложении? Слово действительно выражает большую степень уверенности.

- Как вы думаете, как можно назвать такие слова?

Могут быть разные варианты.

- Тогда какую тему урока запишем?

Могут быть разные варианты.

Первичное закрепление во внешней речи.

Мы сказали, что в русском языке существуют специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Давайте откроем учебник на странице 163 и посмотрим, как называются такие слова. Прочитайте определение вводных слов, рассмотрите таблицу со значениями вводных слов. Какие значения имеют вводные слова? Учащиеся называют различные значения вводных слов, приводят примеры.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: из упражнения 364 выпишите 1, 4 предложения, расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова, определите их значение. Один ученик выписывает на доску 1 предложение, второй - 4 предложение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Итак, вместе мы поработали, а сейчас попробуйте самостоятельно.

Найдите карточку № 1. Там записаны предложения. Вам нужно расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.

Учащимся предлагаются карточки, с записанными предложениями. В первой карточке знаки препинания не расставлены, во второй дан образец постановки знаков препинания и значение вводных слов.

По мнению тренера наша команда победит.

Итак завтра будет интересная лекция.

К несчастью был сплошной туман.

- На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты.

Проверяем по образцу (карточка № 2).

- Выполните самопроверку: если всё верно, то "+", если неверно, то " ? " .

- Давайте проверим каждое предложение. Поднимаете красную карточку, если верно, синюю, если неверно.

Во время проверки учитель быстро фиксирует количество ошибок - синих карточек, записывает на доске. Разобрать ошибки, сравнить с таблицей значений вводных слов.

- Но не переживайте, у вас в дальнейшем всё получится. Значит, есть над чем нам работать.

Рефлексия деятельности на уроке.

- Ребята, что вы нового узнали на уроке?

Ещё раз проговорить о вводных словах, их значении.

- Кто сможет найти вводное слово в предложении и определить значение вводного слова?

- : что ты нового открыл для себя сегодня на уроке?

Спросить у нескольких учащихся.

- Над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Самооценка.

Все понял, могу выполнять задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику.

Все понял, могу выполнять простые задания, но другому ученику объяснить пока не готов.

В основном понял новый материал, могу выполнять задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя.

Перед вами лежат листочки, в которых вы можете отметить то высказывание, какое считаете нужным.

- Спасибо за работу. До свидания.

Домашнее задание: Упражнение 366 или составить шесть предложений, включив в них вводные слова с различным значением.