Педагогический сценарий урока английского языка по теме "Количественные местоимения в различных ситуациях"

Разделы: Иностранные языки


Содержание образования – один из самых значимых компонентов системы образования, и не случайно, говоря о реформировании системы образования в целом, главным вопросом становится проблема нового содержания. В большинстве официальных документов описывают идеологию перехода на новое содержание образования, выделяют его отличительные особенности, но, как правило, сводят все к задаче его обновления. В итоге происходит примитивная замена учебных предметов или изменение программ прежних учебных предметов. В свете последних исследований в области психологии и педагогики представляется важным освоение деятельностного содержания образования, как основного средства организации учебного процесса в соответствии с новыми требованиями к процессу обучения.

В основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. “Знание” уже не является основополагающим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его личностного осознания. А это уже предполагает отказ от традиционной структуры самого процесса. Взамен техники и технологии фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности.

Если в традиционном образовании основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в образовании деятельностного содержания главным средствами становятся ситуации.

В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В деятельностном образовании содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на деятельностное содержание на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности.

В 2009–2010 учебном году Центр инструкционного дизайна в образовании проводил конкурс педагогических сценариев, разработанных в соответствии с требованиями мыследеятельностного подхода в образовании. Предлагаемый Вашему вниманию педагогический сценарий, представляет собой вариант проведения учебного занятия по теме “Количественные местоимения в различных ситуациях” в 7 классе общеобразовательной школы по УМК Афанасьевой.

Тип содержания образования: мыследеятельностный. Формирование грамматических понятий в английском языке, как никакая другая категория позволяет наглядным образом продемонстрировать преимущество мыследеятельного подхода в обучении. Здесь есть реальная возможность проследить путь развития способностей учеников и способов деятельности ребенка от репродуктивных до творческих, формируя при этом навыки теоретического мышления.

При освоении данного грамматического понятия используется задачная форма организации процесса, которая наглядно представлена на схеме 1:

Рис. 1

Основная дидактическая единица, осваиваемая в ходе данного педагогического сценария – грамматическая категория количественных местоимений. В состав данной категории входят местоимения “many”, “much”, “some”, “little”, “few”, “a lot of” и т.п. Очень важный аспект - формирование данной категории в соответствии с ситуативным употреблением (исчисляемые и неисчисляемые, тип предложения: повествовательное, вопросительное, отрицательное, положительная или отрицательная окраска высказывания). Наибольшую трудность у учащихся и составляет учет всех аспектов употребления.

Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц данного содержания образования, взаимосвязи с другими единицами наглядно представлено на схеме 2.

Рис. 2

Дидактические единицы, обеспечивающие готовность учащихся к освоению нового.

Рис. 3

Логика освоения единицы содержания – движение от освоенного к новому (схема 4).

Рис. 4

На практике это выглядит следующим образом:

Этап 1. Актуализация опорных знаний.

На этом этапе необходимо воспроизвести уже знакомую детям информацию, актуализировать навык дифференциации исчисляемых и неисчисляемых существительных, различение понятий “много” и “мало”. Задание дается для применения уже освоенного детьми навыка действия.

Упр.1. Распределить слова на 2 группы (исчисляемые и неисчисляемые) и записать их в 2 столбика, согласовав их со словами “many” and “much”: cat, dog, meat, water, wood, paper, bench, soap, wind, foot, bread, man, child, knife, glass.

Данные слова подобраны с целью повторить различные способы образования множественного числа имен существительных. Слова специально даны без артикля, дабы не подсказывать правильный ответ. Форма работы: групповая (работа в парах). Один ученик выполняет работу на доске (MIMIO), распределяя слова по группам. Второй ученик согласует со словами “many” and “much”. Возможные (ожидаемые) ошибки: foot-feet, child-children, man-men, knife-knives, а также отнесение слов paper, glass только в одну категорию вне зависимости от смысла.

На первом этапе при выполнении 1 упражнения учащиеся вовлечены в репродуктивные виды деятельности, при которых необходимо воспроизвести уже знакомую информацию, актуализировать навык дифференциации исчисляемых и неисчисляемых существительных, различение понятий “много” и “мало”. Форма работы: групповая (работа в парах). Способ контроля: взаимопроверка. Учебные действия: анализ и классификация

Упр.2. Вставить пропущенные слова “много” и “мало” в предложениях связного текста:

THE STEWARTS VISIT THE LAKE DISTRICT

Last spring the Stewarts visited a small town in the north-west of England, in the Lake District. Old Mrs. Stewart, Henry’s mother’ lives there. The place is very nice with (a lot of, much) forests and (some, little) low mountains. The town is clean and cosy with (a lot of, much) green trees. There aren’t (few, many) shops there. The shops are usually very small and very (little, few) people work there. “Are there (much, many) cinemas here, dad?” Henry’s daughter wanted to know. Her father said there were (some, much). Old Mrs. Stewart lives near the river. There is (few, little) water in the river in summer, but there are (a lot of, much) beautiful lakes with (a lot of, many) water in the forest. Old Mrs. Stewart’s house isn’t big. It hasn’t got (much, many) rooms in it. There are very (little, few) big houses in the town. They are usually hotels. In June, July and August (a lot of, much) people come here to spend their holidays in this wonderful place.

Цель данного упражнения: во-первых, еще раз дифференцировать смысловое различие количественных местоимений, во-вторых, применить уже освоенный способ дифференциации на практике. Тем самым, создается ситуация, в которой все ученики данного класса справились с полученным заданием и убедились в том, что они успешно освоили данный способ действия. Форма работы: индивидуальная. На данном этапе возможна оценка уровня усвоения материала. Проверка возможна как в парах, так и самопроверка. (Правильный вариант на доске). Тип упражнения: подстановочный. Учебные действия: анализ ситуации и подстановка.

Этап 2. Применение опорных знаний в новой ситуации.

На данном этапе ученикам предлагается задача (упражнение) с первого взгляда похожая на предыдущую. Но попытка выполнить его аналогичным способом приводит к искажению смысла предложений. Главная цель: чтобы ученики сами почувствовали несоответствие понятий и текста, проанализировали ситуацию и высказали потребность в расширении лексического запаса для более точной передачи смысла диалогов. Данное задание является проблемным и главным видом учебной деятельности является анализ ситуации и выдвижение гипотез для преодоления сбоя. Упр.3. Вставьте подходящие по смыслу слова (“много” и “мало”)

  1. – Do you have …money?

– No, I have …
– Can we buy …ice-cream?
– No, it’s not enough.

  1. – Could you give me … sweets?

– I’m sorry, but I have got very … .

  1. – Do you have …money?

– Yes, I’ve got ….
– Can we buy …ice-cream?
– Yes, but just ….

  1. – Could you give me … sweets?

– Exactly, I’ve got … .

Рис. 5

При проверке выясняется, что в одном и том же месте у различных учеников возникли разные местоимения. Ученики формулируют возникшие вопросы:

  1. Почему привычные слова не подходят в каждой конкретной ситуации?
  2. Чем эти ситуации отличаются друг от друга? (Положительной и отрицательной окраской факта наличия предмета)
  3. Как сделать так, чтобы передать эту окраску в каждом конкретном случае? (Необходимы еще слова для передачи другого оттенка смысла).

В процессе обсуждения ученики вспоминают фразы из ранее изученных на уровне запоминания, где уже затрагивался подобный смысл. (Do you speak English? – Yes, a little. и т.п.) Выдвигается предположение о возможности использования слов a little, a few. Апробируя выдвинутое предположение, учащиеся убеждаются в правильности выдвинутой гипотезы.

Этап 3. Фиксация полученных знаний.

Чтобы зафиксировать полученные выводы, ученикам предлагается заполнить таблицу- схему (см. фото), где предлагается указать количественные местоимения для исчисляемых и неисчисляемых существительных и ситуации их применения.

Рис. 6

В ходе обсуждения и заполнения этой таблицы происходит обобщение и систематизация понятий и категорий, рассмотренных на уроке. Акцент при заполнении таблицы делается на связь грамматических категорий между собой, их логическое влияние друг на друга и необходимость комплексного учета всех аспектов употребления в речи.

Рис. 7

Этап 4. Отработка (тренинг) полученных знаний на подстановочных упражнениях учебника. Домашнее задание репродуктивно-продуктивного типа (составление микроситуаций с использованием изученной лексики).

В заключении хотелось бы привлечь внимание всех неравнодушных и заинтересованных в результате учителей к данному способу организации занятий, т.к. он позволяет наиболее полным образом учитывать требования времени и особенностей учеников и добиться максимального результата, не прибегая к скучной зубрежке.