Театральная гостиная "Восточная сказка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для развития и активизации творческих способностей обучающихся средствами восточной сказки.

Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о традициях и обычаях Восточной культуры.
  • Развивать внимание, память, воображение, речевую культуру, пластическую выразительность, способность наблюдать и анализировать.
  • Продолжить формирование творческого начала ребёнка, осознанной потребности к коллективному творчеству, умений преодолевать трудности.

Форма проведения: театральная гостиная.

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Оформление зала: в театральном зале полукругом расставлены стулья. Справа от сцены стоит столик. На нём - два кувшина (серебряный и золотой), шкатулка с бусинами и стеклянными зелёными камнями. Слева от сцены расположен экран.

Музыкальное оформление:

  • Восточные мелодии;
  • Гимн восточной сказки - музыка из песни "Habibi" (репертуар певицы Darina),
  • слова Макарюк Р.Ф.

Техническое оформление: ноутбук, слайд проектор, экран, слайдовая презентация, видео камера, музыкальная и световая аппаратура, микрофоны.

Действующие лица:

Ведущая театральной гостиной - Макарюк Р.Ф., педагог дополнительного образования, руководитель театра эстрадных миниатюр "Ритм".

Гости театральной гостиной - обучающиеся данного объединения (3 год обучения); одеты в костюмы героев восточных сказок.

Сценарный ход

Звучит ритмичная композиция

Ведущая:

-Здравствуйте, дорогие гости! Я приветствую вас в театральной гостиной. Тема нашей встречи посвящена восточной сказке и поэтому у меня в гостях сегодня вы, герои сказок.

Восток - вечная загадка, вечный "другой", непонятый мир, скрытый от глаз европейцев под мягко струящейся шелковой чадрой древних поверий и легенд. Это беспокойный, чрезвычайно эмоциональный, чувственный, певучий и неизменно сказочный мир.

На Востоке есть хорошая традиция - приветствовать друг друга. Я предлагаю вам, уважаемые гости, поприветствовать всех и представиться.

(Методическое пояснение: Обучающимися заранее, по заданию педагога, подготовлены выступления в соответствии с теми сказочными образами, которые они выбрали).

Сказочные герои, подходят к сцене, и представляются друг другу. Во время знакомства звучит тихая музыка, на экране проецируются восточные картинки соответственно выступлению каждого из ребят.

К сцене проходит мальчик в костюме Алладина.

Алладин:

-Меня зовут Алладин. Я родом из далёкой Персии. Сейчас эта прекрасная страна называется Иран. В древности Персия была центром одной из величайших в истории империй и на протяжении веков играла ключевую роль на Востоке.

Не хватит слов, чтобы описать все достоинства Персии. Она знаменита архитектурой, живописью, литературой и, конечно же, мифологией.

Существует легенда о том, что Персия являлась родиной роз. Её ещё называли Гюлистаном, что переводится как "Сад роз". Персы считали, что белоснежная роза - это подарок самого Аллаха. А сейчас, я хочу, чтобы вы поприветствовали розу моего сердца - принцессу Жасмин.

К сцене проходят девочки в восточных костюмах.

Жасмин:

-Здравствуйте! Я пришла на эту встречу вместе со своими подругами. Если говорить о восточной сказке, то можно заметить, что в ней нашли отражения все восточные традиции.

1 девочка:

-Например, все женщины обязаны носить плащ или юбку не выше колен.

2 девочка:

-Неизменной частью гардероба, конечно же, остаётся платок.

3 девочка:

-В восточных странах здороваются только мужчины, а если вы - женщина, стойте в сторонке и помалкивайте, опустив глаза.

4 девочка:

-И еще один интересный обычай. Мужчине запрещено обращаться к мусульманской женщине. Если же ему необходимо задать вопрос, нужно обратиться к ее родственнику по мужской линии.

Жасмин:

-Как в жизни, так и в сказке, родители сами выбирают жениха и невесту для своих детей.

Ведущая:

-Спасибо, вам, девушки, присаживайтесь, а я передаю слово следующему гостю.

К сцене проходит мальчик в костюме Султана.

Султан:

Я - восточный султан. В моём ведомстве находится маленькое сказочное государство. И если говорить о государственных санах Востока, то можно назвать такие, как хан, паша, падишах, шах, халиф, эмир. Титул султана также значим и велик. И если ты мудр и умён, то тебе не составит труда быть хорошим и любимым своим народом правителем.

Ведущая:

-Спасибо, уважаемый султан. Мы продолжаем знакомиться. Я вижу перед собой молодых людей в длинных накидках. Кто же это?

К сцене проходят ребята в костюмах колдунов.

Джаффар:

-Меня зовут Джаффар. Я - магрибский колдун. А это, мои поданные. Мы - носители магии и возмутители спокойствия. Если сравнивать нас с колдунами русских народных сказок, то можно найти некоторые отличия.

2 колдун:

-Например, колдуны в русских сказках всегда живут в одном месте, а в восточных сказках колдуны путешествуют по разным странам, набираются магического опыта.

3 колдун:

-И самое главное, восточные маги всегда стремятся найти какие-либо волшебные предметы, которые смогут усилить их магическую силу.

4 колдун:

-Конечно, колдунам редко когда везёт, ведь обязательно найдётся какой-нибудь простак, который обведёт нас вокруг пальца!

Джаффар:

-Но! Только благодаря нам, сказка приобретает волшебный характер! И если бы в сказках не было магов, колдунов, то сказка была уже не интересна!

Ведущая:

-Ну что ж, могу сказать, что вы у нас не единственные представители волшебной силы. Присаживайтесь, и давайте послушаем ещё одного сказочного гостя.

К сцене проходит мальчик в костюме джинна.

Джинн:

-Сказки Востока так много рассказывают о чудесах и также как и сказки других народов мира, восточные чудеса всегда связаны с волшебными существами.    Согласно одной легенде, Аллах сотворил три рода разумных существ: Ангелов, созданных из света; джиннов, созданных из огня; и людей, созданных из земли. Джинны были сотворены из черного бездымного огня за несколько тысяч лет до Адама.

Джинны - это воздушные существа с прозрачным телом, они могут принимать различные формы. Сначала они являются в виде облаков; затем они уплотняются, и их форма становится видимой, приобретая облик человека, шакала, волка, льва, скорпиона или змеи. Есть джинны добрые и злые. Я - добрый джинн.

Ведущая:

-Спасибо. Давайте подарим друг другу аплодисменты! А теперь, внимание!

Как сказал величайший поэт Персии Саади, полное имя которого звучит как Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин:

"Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал".

Итак, уважаемые гости, я предлагаю вам блеснуть своим красноречием в конкурсе "Восточные пословицы". Необходимо разделиться на две команды. Каждая команда по очереди должна произнести пословицу. Кто больше назовёт пословиц, тот победитель.

По итогам всех творческих заданий самый активный участник театральной гостиной получит в подарок прекрасный волшебный изумруд.

(Методическое пояснение: В качестве волшебного подарка можно выбрать любой предмет, связанный с восточной сказкой: кувшин, ожерелье, лампа и т.д.)

Конкурс восточных пословиц.

Ведущая:

-Всему миру известно, что народ Востока эмоционален. А так как вы, уважаемые гости, сегодня представляете героев восточных сказок, то уж кому, как не вам знать насколько важно уметь эмоционально преподнести свой образ. И поэтому, я предлагаю вам поучаствовать в театральной игре на воображение. Желающим я раздам карточки с ключевыми фразами. Необходимо при помощи мимики, жестов и пластики донести эти фразы таким образом, чтобы гости смогли догадаться, о чем или о ком идёт речь.

Ведущая приглашает желающих пройти к сцене. Каждый из них берёт карточку, знакомится с содержанием, и показывает всем присутствующим тот образ, о котором написано в карточке. Как только ребята отгадывают и называют образ, на экране проецируется картинка с этим образом.

Ведущая:

-А известно ли вам, что на Востоке очень любят танцевать. Я предлагаю вам не просто станцевать, а станцевать с элементом игры. Нам необходимо встать в круг. Каждому из вас я дам воздушный шарик. Танцевальный шаг по кругу выглядит следующим образом: на раз - правая нога в сторону, 2- левую ставим рядом, 3 - правая нога в сторону, 4 - левую ставим рядом, 5 - правая нога в сторону, 6 - левую ставим перед правой, 7 - левую ногу отводим в сторону, 8 - правую ставим перед левой. Как только музыка остановится, каждому необходимо подбросить вверх воздушный шарик. Как только первый шарик коснётся поверхности пола, участник, который подбросил его, показывает любое танцевальное движение. Стоящий слева от него повторяет это движение. И так по кругу, по часовой стрелке. Будьте внимательны!

(Методические рекомендации: Чтобы не было путаницы в игре, воздушные шары должны быть разного цвета).

Звучит восточная ритмичная музыка, проводится танцевальная игра.

Ведущая:

-Уважаемые гости, а теперь настал момент встречи с восточной сказкой! Я знаю, что вы подготовили к показу два эпизода из сказки "Волшебная лампа Алладина". Итак, мы ждём актёров на сценической площадке.

(Методическое пояснение: В содержание занятия включен репетиционный показ 2 эпизодов из спектакля - сказки "Волшебная лампа Алладина").

Показ эпизодов сказки. Во время показа идёт видеосъёмка сюжетов.

Ведущая:

-Спасибо всем за актёрское мастерство! Актёры, проходите в зал. А у меня есть предложение! Дорогие друзья, продолжите пожалуйста фразы:

"Если бы я играл Алладина, то:"

"Если бы я играл Султана, то:"

"Если бы я играла Жасмин, то:"

Идёт творческий анализ. Ребята предлагают свои корректировки образов сказки "Волшебная лампа Алладина".

Ведущая:

-Спасибо всем за ответы. А теперь, давайте посмотрим со стороны, удалось ли нашим главным героям передать атмосферу волшебства восточной сказки.

Сюрпризный момент для ребят - видео показ эпизодов сказки, которые ребята сыграли на сцене.

Ведущая:

-Итак, как вы считаете, уважаемые гости, удалось ли главным героям передать атмосферу сказки?

Ответы ребят.

Ведущая:

-Ну что ж, даже если и есть небольшие шероховатости, главное, что эта сказка нашла в ваших сердцах отклик. Ведь волшебная сказка - великолепный учитель, лекарь души, просто добрый и умный собеседник. Она - как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить.

Уважаемые гости, наша встреча подходит к концу. Настал момент, когда я могу сказать вам, что все вы сегодня были активными участниками театральной гостиной. Позвольте вручить вам драгоценные изумруды. Они исполнят любое желание, нужно только загадать.

Звучит музыка. Ведущая раздаёт всем ребятам призы.

Ведущая:

-А сейчас я хочу обратить ваше внимание на два кувшина, стоящие на столике. Каждому из вас я дам бусину. Если вам понравилась наша встреча, положите свою бусину в золотой кувшин, а если нет - в серебряный.

(Методические рекомендации: Рефлексию занятия можно провести, используя следующие приёмы и упражнения: беседа, анкетирование, упражнение "Моя активность" и т.д.)

Ребята проходят к столику и кладут бусины в кувшин.

Ведущая:

-А теперь я попрошу всех гостей театральной гостиной пройти к сцене. Я предлагаю закончить нашу встречу гимном восточной сказки!

Гимн восточной сказки

Наш Восток - страна легенд,
Мифов, волшебства.
В сказке пусть царит всегда
Праздник торжества.
Нужно верить в чудеса,
Только лишь тогда,
Радость будет приносить
Сказка нам всегда.

Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.

Сквозь года, и сквозь века
Сказка к нам идёт.
И для каждого из вас
Волшебство несёт.
Кладезь мудрости она,
Мира, доброты,
Вместе с ней приходят к нам
Светлые мечты.

Припев:
С нами сказка, с нами сказка,
Значит, будет всё в порядке.
За тобою, знаешь, сказка,
Все пойдём мы без оглядки.

(Методическое пояснение: Гимн восточной сказки лучше всего выучить до проведения занятия).

(Методические рекомендации: Если нет возможности выучить гимн заранее, необходимо напечатать и раздать текст детям непосредственно перед исполнением.

Для зрелищности можно продумать и отрепетировать хореографическую картинку, которая станет украшением вокального исполнения).

Литература:

  1. Восточные сказки [Текст] - Славянский Дом книги, 2004. - 185 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 157 с.
  3. Гиппиус, С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств [Текст] / С.В. Гиппиус. - Санкт-Петербург: "Прайм-ЕВРОЗНАК", 2006. - 377 с.
  4. Пословицы и поговорки народов мира [Текст] - АСТ, Хранитель, Сова, 2008.-255 с.