Сценарий литературно-музыкальной композиции на военную тематику

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Сцена поделена на две части: мирной жизни и военного времени. На фоне слайдов мирной послевоенной жизни.

Выходят девушка в нарядном платье и юноша.

 Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и – улыбнулся мне:
- Ну какой же из тебя
Солдат?
Как была ты, право,
На войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя
Представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!
Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били,
Падал снег.
И сказал мне тихо
Дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах…
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках…

Выходит девушка в школьном платье, на фоне школьной доски читает стихотворение.

Тот же двор,
Та же дверь.
Те же стены.
Также дети бегут гуртом.
Та же самая “тетя Лена”
Суетится возле пальто.

В класс вошла.
За ту парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
“Х + У= Z”
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.

Блиндаж, костер, чтецы в военной форме.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От “Прекрасной Дамы” в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Ржавые болота,
Усталая пехота
Да окоп у смерти на краю…
Снова сердце рвется
К вам, родные хлопцы,
В молодость армейскую мою.
Ржавые болота,
Усталая пехота,
Фронтовые дымные края…
Неужели снова
Я с тобой, суровой,
Повстречаюсь, молодость моя

Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И сотни раз - во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Несколько кадров военного сражения.

На фоне боевых сражений, взрывов читается стихотворение.

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть “Не смей!”
Повторяет комбат.

Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи, как почти безнадежно
“Сестрица!”
Кто-то там,
Под обстрелом кричит…

Я курила недолго, давно – на войне.
(Мал кусочек той жизни, но дорог!)
До сих пор почему-то вдруг слышится мне:
“Друг, оставь “шестьдесят” или “сорок”!
И нельзя отказаться – даешь докурить.
Улыбаясь, болтаешь с бойцами.
И какая-то новая крепкая нить
Возникала тогда меж сердцами.
И за тем, кто дымит, уже жадно следят,
Не суме и он отказаться,
Если кто-нибудь скажет:
“Будь другом, солдат!” -
И оставит не “сорок”, так “двадцать”.
Было что-то берущее за душу в том,
Как делились махрой на привале.
Так делились потом и последним бинтом,
За товарища жизнь отдавали…

Песня В.Высоцкого “Друг, оставь покурить” (на фоне фильма).

 Выходят ребята в мирной одежде.

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.
Они шумели буйным лесом.
В них были вера и доверье
А их повыбило железом,
А леса нет – одни деревья.
И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету…
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет и эха нету.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Песня “От героев былых времен не осталось порой имен” на фоне военных событий.

На фоне музыки появляются слайды с цифрами, отражающими потери в Великой Отечественной войне.

Людские потери в СССР –

6,8 млн военнослужащих убиты;

4,4 млн – попавшие в плен и пропавшие без вести;

26,6 млн – общие демографические потери (включающие погибшее мирное население).

В 1945 году численность женщин в возрасте от 20 до 29 лет вдвое превышала численность мужчин того же возраста и др.

 Минута молчания.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
Все, что было не со мной, - помню!
Бьют дождинки по щекам впалым.
Для вселенной 20 лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Покричавшим: “Я вернусь, мама!...”
Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня…
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь.
Но иначе жить нельзя, -
Если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены…
Просыпаемся мы
И грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

В композиции использованы стихи Ю.Друниной, Р. Рождественского, Д.Самойлова.