Проект урока химии в 8-м классе по теме: "Кислотные гидроксиды. Кислоты"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • познакомить учащихся с составом, названиями и классификациями кислот;
  • продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений;
  • продолжить формирование знаний об индикаторах и технике безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки, подставка для пробирок, кислоты (лимонная пищевая в гранулах, соляная, серная), разбавленные гидроксиды натрия и калия, индикаторы (фенолфталеин, лакмус).

Ход урока

Орг. момент (2 мин).

Создание ситуации "успеха".

Запись на доске:

Na2O, CO2, CuOH, Mg, N2O5, Zn(OH)2, Fe2O3, NaCL, CL2O7, H2S, MgSO4, SO3, O2, SiO2, P, CaO, H2CO3, Mg(OH)2, CuO, KMnO4.

Слова учителя: Работая самостоятельно, выпишите формулы только оксидов. Их суммарное количество равно относительной атомной массе элемента, который находится во втором периоде второй группы. Назовите оксиды.

Предполагаемый ответ: оксид натрия, оксид углерода, оксид азота, оксид железа, оксид хлора, оксид серы, оксид кремния, оксид кальция, оксид меди. Всего 9 - загаданный элемент бериллий.

Создание ситуации "разрыва".

Запись на доске: Запишите уравнения химических реакций

Na2O + H2O =

K2O + H2O =

SO3 + H2O =

P2O5 + H2O =

Предполагаемый ответ:

Na2O + H2O =2 NaOH

K2O + H2O = 2KOH

SO3 + H2O = SOH

P2O5 + H2O = POH

(на данном этапе урока создана ситуация "разрыва", первые два уравнения детям уже знакомы, тема гидроксиды металлов была на предыдущих уроках, но по аналогии дети выполняют все написанные уравнения.)

Слова учителя: Все молодцы, получили гидроксиды, теперь осталось подтвердить экспериментально. На рабочей поверхности лабораторного стола штатив с 4 пробирками, в них растворы, подготовленные для вас учащимися 9 классов, в соответствии с нашими уравнениями. Что еще нам необходимо?

Предполагаемый ответ: Индикаторы

Слова учителя: Перед вами два индикатора. Какой необходимо использовать?

Предполагаемый ответ: Нам надо определить наличие гидроксогруппы, то необходим фенолфталеин, он станет малиновый.

Слова учителя: Если других предположений нет, то приступайте, соблюдая технику безопасности.

(на этом этапе урока учащиеся выполняют лабораторный опыт)

Постановка Учебной Задачи.

Слова учителя: Что же у вас получилось?

Предполагаемый ответ: В 3 и 4 пробирках цвет раствора не изменился.

Слова учителя: Почему, ведь все гидроксиды?

Предполагаемый ответ: Может там нет гидроксогрупп? А если попробовать другой индикатор?

Слова учителя: У вас есть еще один индикатор - лакмус, попробуйте его.

(проводят лабораторный опыт)

Предполагаемый ответ: Цвет изменился на красный, получается там группа H+

Слова учителя: Вернемся к нашим уравнениям

SO3 + H2O = SOH

Раз в полученном соединении есть ионы водорода, а он имеет положительную степень окисления, то он пишется на первом месте

SO3 + H2O = HSO

Расставим степени окисления

SO3 + H2O = H+ S+6 O-2

Осталось только составить правильно формулу, ведь молекула должна быть нейтральной.

Найдем сумму положительных степеней окисления

+1+6=+7

подберем ближайшее четное число = 8(больше суммы)

чтобы наша сумма стала равна 8, необходимо дописать к Н индекс 2

осталось уравнять отрицательный заряд, для этого подпишем к О индекс 4

SO3 + H2O = H+ 2S+6 O-24

проверим формулу

+2+6=-8

8=-8

Слова учителя: Такие сложные соединения получили названия КИСЛОТ. Как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ: Наверно они кислые на вкус.

Слова учителя: Многие кислоты действительно кислые, но стоит ли их пробовать?

Предполагаемый ответ: все -таки нет, они химические вещества.

Слова учителя: Правда, одну кислоту я вам дам попробовать, она пищевая - лимонную.

(учащиеся пробуют лимонную кислоту на блюдцах)

Решение Учебной Задачи.

Слова учителя: Если посмотреть на наши уравнения, получатся, что кислота это тоже гидроксид, так как получен при взаимодействии оксида и воды, только оксид неметалла.

SO3 + H2O = H2 SO4

Тогда давайте, исправим последнее уравнение

Предполагаемый ответ:

P2O5 + H2O = H3 PO4

Слова учителя: Названия кислотам дают КИСЛОТООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ с добавлением суффикса -ная. Попробуйте назвать полученные кислоты.

Предполагаемый ответ: Фосфорная и серная.

Запись на доске: постройте формулу кислоты, если кислотообразующий элемент:

Углерод или хлор?

Предполагаемый ответ:

H2CO3 и HCLO4

Слова учителя: Мы познакомились с новым классом химических соединений КИСЛОТЫ. Обратите внимание на состав кислот. Что их объединяет?

Предполагаемый ответ: наличие атомов водорода.

Слова учителя: Теперь мы можем дать определение новому классу химических соединений?

Предполагаемый ответ: Кислоты - это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и ::..

Слова учителя: То, что осталось, называют кислотными остатками.

Предполагаемый ответ: Кислоты - это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Подведение итогов работы.

Слова учителя: Подведем итог урока:

Что узнали нового за урок?

Предполагаемый ответ:

Что такое кислоты

Они образуются при взаимодействии оксидов неметаллов и воды способы построения формул кислот

Слова учителя: Оцените свою работу на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Слова учителя: Все молодцы.

Запишем домашнее задание: подготовить сообщение о важнейших кислотах нашей жизни: соляной, серной, щавелевой, муравьиной.

(если осталось время на уроке, то можно построить формулы кислот, в состав которых входят элементы со степенью окисления CL+3, N+3, CL+5)

Используемая литература:

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / - М., 1998
  2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /- М.: Дрофа, 2005
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / - М., 1996
  4. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / - М.: Просвещение, 1998.