Самостоятельная работа как один из аспектов мониторинга качества обучения иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться! Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранных языков в ГОУ СПО «Амурский педагогический колледж».

Одним из базовых положений данного подхода является повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения языком.[1].

Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность студентов, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер, каждый студент использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий характер, значительно способствует повышению ответственности каждого отдельного студента и, как следствие, улучшению его успеваемости. Понимаемая таким образом самостоятельная работа предполагает внедрение ее отдельных форм в процесс обучения иностранному языку как при направляющем участии преподавателя, так и без него на протяжении всего курса изучения иностранного языка.[4].

В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования информационных технологий, в том числе модульной технологии. Применительно к учебным курсам по иностранным языкам модуль рассматривается как автономная дидактическая единица образовательного процесса, содержание которой совпадает с семестровым содержанием учебного курса, распадающимся на самостоятельные блоки, приравненные к отдельным разделам и темам курса.[6].

Специфика внедрения модулей в самообразовательную деятельность студентов ведет к тому, что студент с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает цели:

  • цель усвоения модуля (Где конкретно пригодится изученный материал?);
  • сам учебный материал (Где он находится или где его найти?);
  • основные способы его усвоения (Какое проектное или практическое задание подготовить?);
  • виды самоконтроля (Как проверить себя по ключам?);
  • формы итогового контроля (Итоговое тестирование. В какой форме и каким по содержанию будет итоговый тест?).[5].

В настоящее время в самостоятельной работе студентов по специальности  «Иностранный язык» используется элемент модульной технологии – графики самостоятельной работы, в которых студент реализует вышеназванные цели, способы и средства самообучения.   В то же самое время графики служат в качестве инструмента учебного мониторинга, так как преподаватель использует их, проводя диагностику, анализ, контроль и  корректировку в процесс усвоения учебного материала с целью формирования коммуникативной компетенции студента. (Приложение 1).

Поскольку к этим результатам студент приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность студента, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход.[3].

В процессе подготовки будущего специалиста иностранного языка важно организовать постоянное отслеживание самими студентами собственных результатов, акцентировать внимание на положительных сторонах деятельности всех членов группы, последовательно развивать рефлексивные умения – умение видеть себя «со стороны», самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.[2].

Поэтому по окончании работы с модулем студентам предлагается провести самоанализ (анализ отдельных аспектов своей деятельности, выводы об эффективности выполнения ими самостоятельной работы, о своем психологическом состоянии). (Приложение 2).

Данные средства дают возможность провести мониторинг подготовки будущего специалиста в области иностранного языка по следующим критериям и показателям, включая образовательную и самообразовательную деятельность студентов:

Критерии и показатели уровней сформированности готовности студента к профессиональной деятельности

Критерии

Показатели

Результаты мониторинга

2007

2008

2009

Уровень сформированности коммуникативной компетенции

КУ

0-5 - низкий уровень

6-8 – средний уровень

9-10 – высокий уровень

1. Результаты выполнения тестов, включающих лингвистический, страноведческий и литературоведческий материал (график самостоятельной работы).

2. Умение использовать иностранный язык как средство общения в коммуникативных ситуациях (проектные задания по графику самостоятельной работы).

3. Способность решать средствами языка проблемные ситуации межкультурного общения (результаты итоговой государственной аттестации).

6

6

7

7,5

6

8

8

8,5

10

Уровень социально-личностной готовности к адаптации и сотрудничеству в новом коллективе

0-6 – низкий уровень

7-13 – средний уровень

14-20 – высокий уровень

1. Наличие личностных качеств, характеризующих коммуникативную личность (методика выявления свойств и качеств, характеризующих коммуникативную личность).

2. Психологический комфорт студента в группе (самоанализ).

3. Способность к рефлексивным действиям, к осуществлению самоанализа и самоконтроля (самоанализ).

7,5

5,8

5,3

11,5

12

9

13

16

18

Уровень сформированности профессиональной ориентации

0-35%- низкий уровень

36-70%- средний уровень

71-100%- высокий уровень

1. Уверенность в правильности выбора профессии (анкетирование).

2. Наличие опыта в осуществлении «профессиональных» видов деятельности – педагогическая практика (оценка за практику).

3. Статистические данные, отражающие количество выпускников, работающих по специальности и поступивших в вуз по профилю.

41%

56%

22%

33%

75%

36%

54%

89%

81%

Проводимые диагностические исследования в течение трех лет, приведенные в таблице, показывают устойчивую тенденцию повышения мотивации и роста профессионального самосовершенствования обучения иностранному языку студентов по специальности «Иностранный язык» в колледже. Предложенный вариант мониторинга качества обучения направлен не только на дальнейшее формирование коммуникативной компетенции студентов, но и  на развитие личностных коммуникативных качеств, необходимых для успешной самореализации выпускников в их будущей педагогической деятельности в качестве учителя иностранного языка.

Литература

1. Идилова И.С. Подготовка выпускников классов с углубленным изучением английского языка к адаптации на языковых факультетах вузов. – Иностранные языки в школе.- № 5, 2008г., стр.53-58.

2. Митина О.А. Мониторинг учебных достижений школьников как фактор повышения результативности образования. – Начальная школа. - № 10, 2008г., стр.86-87.

3. Пан Н.В. Организация самостоятельной работы студентов.- Среднее профессиональное образование.- № 3, 2005, стр.19.

4. Рогова Г.В. и др. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку.- Методика обучения иностранному языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1991г., стр.224.

5. Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку – Иностранные языки в школе. - № 7, 2007г., стр.7-12.

6. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам в языковом вузе: концепция учебного курса.- Иностранные языки в школе.-  № 4, 2007г., стр.77-85.