Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Употребление глаголов в речи"

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствовать знания и умения  учащихся по  усвоению грамматических и речевых норм в употреблении глагола

Образовательные задачи

  • Совершенствовать умения в образовании форм глаголов 1,2,3 лица
  • Учиться различать глаголы повелительного и изъявительного наклонения
  •  Совершенствовать умения  редактировать текст
  • Актуализировать знания о  лексическом значении слова, фразеологизмах, профессиональных словах

Развивающие задачи

  • Развивать информационные умения учащихся: работа со словарями, компьютером
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся
  • Обогатить словарный запас учащихся

 Воспитательные задачи

  • Формировать умения учащихся  работать в группе, выполнять  порученное дело
  • Воспитывать уважение к учителям, любовь к школе
  • Обогатить представления о профессиях

Оборудование:

3 компьютера, мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап урока

Учитель:

Методом скандирования прочитайте слова, записанные на  доске, определите часть речи,  лексическое значение слов

(Учащиеся хором читают  слова методом скандирования: редактировать, корректировать, интервьюировать, определяют, к какой  части речи относятся  слова, выявляют лексическое значение слов)

2. Целеполагание

Учитель:

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Учащиеся отвечают, что тема урока -«Употребление глаголов в речи»)

Учитель:

Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?

(Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание  в соответствии с нормами русского языка).

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока «Употребление глаголов в речи», затем слова, с которыми  работали.

Учитель:

Как с точки зрения лексики мы можем назвать записанные слова?

(Учащиеся говорят о том, что это профессиональные слова, характерные для профессии корреспондента, редактора, корректора)

3. Актуализация знаний

Учитель:

Сегодня мы проведём  урок- редакцию. На уроке  подготовим  материалы для электронной  газеты «Звонок». Эту газету, выпущенную в Год учителя, посвятим педагогам нашей школы. Я – ваш  главный редактор. Редактор организует выпуск газеты, отбирает содержание. А вы - сотрудники газеты- корреспонденты и корректоры, технические редакторы. (Учащиеся распределены по 3 группам) Корреспонденты (две группы) будут  собирать  материал для статей, заметок, писать  статью в газету, а корректоры (1 группа) совершенствовать текст, исправлять их  в соответствии с нормами языка. В каждой группе есть технический редактор, который   будет размещать материалы в электронной газете.

Члены редакции газеты «Звонок» в сборе, начнём работу с  практического семинара.

В современной жизни люди учатся не только в школе, в вузе, учатся и тогда, когда получена профессия. Совершенствование профессиональных знаний- требование времени. Проводим практический семинар для сотрудников редакции по теме «Употребление глаголов в речи». Сейчас перед вами выступит корреспондент  редакции Кынев Александр, затем  каждый из вас пройдёт индивидуальное  тестирование.

Выступление учащегося  сопровождается  мультимедийной презентацией. Работа ученика оценивается.

(Приложение 1)

4. Контроль знаний, умений

Учитель:

На столе у вас тесты – для каждого индивидуальное задание. Возьмите одно из заданий и выполните его, указав только букву  правильного ответа.

Учащимся предлагается 8 вариантов заданий. (Приложение 2)

5. Проверка

Учитель:

Проверим правильность выполнения тестов. Правильные ответы  во всех вариантах таковы:

В Д В А

Встаньте те, кто не допустил ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, более 2

6. Групповая работа

Учитель:

Каждая группа готовит свою рубрику. Рубрики газеты: «Школьная жизнь»,

«Культура речи», «Подумай и ответь»

Возьмите задание 2 .Прочитайте его

Группа корректоров  «Школьная жизнь»

Задание

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые  и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Текст для  редактирования.

Любимая школа

Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо  вам, любимые  учителя, за интересные уроки, заботу,  добрые советы

(Учащиеся устраняют  повторы слов, тавтологию)

Группа корреспондентов  «Культура речи»

Задание

Напишите  заметку в защиту глагола «класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»

Группа корреспондентов  «Подумай и ответь»

Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ

Задание

1) В предложениях  допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов.  Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь

1. Надоел ты мне как банный лист  (пристал)

2. Молчу как рыба об лёд, а  всё равно не выучил урок (бьюсь)

3. Ты пристал хуже горькой редьки (надоел)

4. Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу – учись (не   играет роль)

2) Сколько глаголов могут быть поняты как формы изъявительного, так и повелительного наклонения. Сделайте морфемный разбор этих глаголов.

Носите, вышлите,  пилите, просите, колите

7. Размещение заданий в электронной газете «Звонок»

(Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6,)

После обсуждения заданий в группах  технические редакторы размещают материалы в электронной газете, остальные учащиеся записывают  в тетрадях.

8. Проверка заданий. Оценивание деятельности учащихся

9. Рефлексия

Что нового узнали?

Чем запомнился урок?