Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении" (в рамках элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку")

Разделы: Русский язык


Дидактические цели:

Обеспечить условия для:

  • повторения сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И;
  • повторения сведений о знаках препинания в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И;
  • формирования умений отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами;
  • формирования умений проводить пунктуационного разбора предложения;

Развивающие цели:

Обеспечить условия для:

  • самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
  • формирования культуры учебной деятельности;
  • личностного саморазвития учащихся;

Воспитательные цели:

Обеспечить условия для:

  • воспитания аккуратности;
  • воспитания ответственного отношения к учению;
  • воспитания культуры общения.

Методы:

  • Демонстрация
  • Объяснение учителя
  • Анализ языковых единиц
  • Тесты

 Формы: индивидуально-коллективный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка и оценка знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Работа со связным текстом (7 мин.)
  3. Повторение и обобщение сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, связанных союзом И, и в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И (10 мин.)
  4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий (6 мин.)
  5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий (10 мин.)
  6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы, оценивание (3 мин.)
  7. Рефлексия (1мин.)
  8. Домашнее задание (1мин.)
  9. Итог (1мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.

2. Работа учащихся с текстом, который спроецирован на экране.

Задания к тексту:

  1. К какому стилю относится текст?
  2. Определите его вид.
  3. Каковы особенности его построения?
  4. Назовите тему.
  5. Объясните правописание слов образованным, многогранное.
  6. Какие предложения используются в тексте?
  7. Объясните постановку знаков препинания.
3. Повторение материала с использованием мультимедийных технологий.

Цель: повторить сведения о знаках препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзом И, и знаках препинания в сложносочиненных предложениях с одиночным союзом И.

4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий.

Цель: создать условия для осмысления и закрепления знаний.

Учитель знакомит учащихся с заданиями А21 ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся вместе с учителем разбирают задания, вырабатывают алгоритм его выполнения (найти грамматическую основу каждого предложения, определить, простое предложение или сложное; если предложение простое с однородными членами, определить, одиночный или повторяющийся союз связывает однородные члены; если предложение сложное, определить, есть ли общий второстепенный член, общее вводное слово или общая придаточная часть)

5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий.

На выполнение каждого задания дается 1 минута.

6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы.

Учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют с правильными ответами, спроецированными на доске.

После проверки учитель еще раз останавливается и разбирает вместе с учащимися те задания, в которых они допустили ошибки.

7. Рефлексия.

Цель: создать условия для формирования навыка самоанализа.

- Что каждый из вас сегодня понял?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось и почему?

- Что бы вы хотели изменить?

8. Домашнее задание.

Цель: дать инструкцию по выполнению домашнего задания.

Учитель раздает учащимся подготовленные тесты с заданиям А21 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Грачи давно расхаживали по двору () и начинали вить гнезда в грачовой роще.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Снежинок становится все больше и больше ()и в снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Светало () и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Все окна в домах были открыты () и всюду слышалась музыка.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Людям ничего не дается даром () и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Заморосил мелкий дождик ()и весь видимый горизонт обложило тучами.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Андрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Мы выбрали место для ночевки под большими лохматыми елями () и стали разбивать палатку.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
    Извозчик неутомимо погонял лошадей () и во все горло распевал песни.
    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    4. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
9. Итог урока.

Цель: подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

- Что делали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

Сделайте вывод.

Приложение