Разработка урока информатики в 5-м классе "В мире кодов"

Разделы: Информатика


Цели: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и отметить роль кодирования информации; развитие логического мышления; воспитание информационной культуры учащихся.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, проектор
  • 8 учебных компьютеров
  • Раздаточный материал (Приложение №5)

Ход урока

1. Повторение
  • Словарный диктант . Сразу же проводится самопроверка и учащиеся сами выставляют себе оценки. Приложение 1.
  • Задание на повторение (указать источник и приемник информации). Приложение 2.
    • Почтальон принес письмо
    • Сольный концерт артиста
    • Заучивание стихотворения
    • Просмотр программы «Новости»
    • Покупка в магазине
    • Поиск информации в Интернете
    • Разговор с подругой по телефону
    • Дрессировка животных
2. Новый материал:

- Учитель: а как источник передает информацию?

  • Сольный концерт артиста

- Ученики: с помощью звуков

  • Поиск информации в Интернете

- Ученики: с помощью текста

  • Дрессировка животных

- Ученики: с помощью жестов

-Учитель: А теперь разгадаем ребус. Приложение №3, слайд 1

-Ученики: компьютер.

- Учитель: что я сделала с информацией для того чтобы создать ребус?

-Ученики: зашифровала, закодировала.

-Учитель: в виде чего представлена информация?

-Ученики: изображения, буквы и т.д.

- Учитель: Таким образом, для того, чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Отсюда тема сегодняшнего урока: «Кодирование информации» или «В мире кодов». Приложение №3, слайд 2

- Учитель: Очень важно заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Приложение №3, слайд 3

- Учитель: А теперь, давайте рассмотрим, каким образом кодируются разные виды информации. Приложение №3. Слайд 4-13

Перед каждым слайдом учитель задает вопросы:

  • С помощью чего кодируется числовая информация? слайд 4
  • Текстовая информация? слайд 5
  • Как можно представить любое музыкальное произведение? слайд 7
  • Правило дорожного движения на дорогах? слайд 8
  • В компьютере в виде чего представлена информация? слайд 13
3. Практическая работа.
  • - «Учитель»: а теперь давайте сами попробуем кодировать и декодировать информацию. Приложение №3, слайд 14-16. Разбираем кодирование на доске.
  • Ребята садятся за компьютеры, и выполняют самостоятельно задания. Приложение №4. Далее на доске рассматриваются правильные ответы. Ребята проводят самооценку. Приложение №6.
    • 1-5 ответов – «3»;
    • 6-12 ответов – «4»;
    • 13 – 16 ответов – «5».
4. Закрепление. (обсуждение вопросов) Приложение №3 слайд 17.
  • Что вы понимаете под кодированием информации?
  • С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
  • Какие коды вы используете на уроке математики?

Домашнее задание: Закодировать собственным способом слова (хранение, передача, информация, обработка).