Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.).

Форма: Работа в группах и парах статичного состава.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.

Учебная задача: Формирование и совершенствование фонетико-графических знаний и умений учащихся в обозначении мягкости согласного звука мягким знаком.

Цели:

  • Обучающие:
    • уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове.
    • воспроизвести знания об изученных правилах письма.
  • Развивающие:
    • развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком.
    • способствовать развитию орфографического навыка.
    • активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
  • Воспитывающие:
    • создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Оборудование.

  • Учебник «Русский язык» - 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2006г.
  • «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2007г.
  • Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся.
  • Таблица букв для минутки чистописания.
  • Картинный словарь (видеоряд, ИКТ)
  • Индивидуальные листы с заданиями тестового характера.
  • Знаки равенства и неравенства.
  • Игра «Грамматический хоккей».
  • Игра «Генералы»

Место в разделе: седьмой урок (из 16 уроков) по теме «Согласные звуки и буквы для их обозначения».

Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам и результат опыта работы на данном уроке.

(Приложение № 8)

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Мне с вами в прятки:
Пусть ручка плавно поплывёт
В тетрадке по реке бумажной,
Сегодня в классе у ребят
Урок ответственный и важный.
В добрый путь, друзья!

Рефлексия (на партах у каждого ученика цветные кружки)

Учитель: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (Учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). (Приложение № 1)

Сюжетная линия урока (с применением ИКТ):

(Звучит музыка, на экране идёт космическая заставка)

Рассказ учителя: Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по звёздному небу. У древних народов самым главным было созвездие Тельца, так как Новый год начинался весной. Среди всех знаков зодиака Телец – самое древнее созвездие. В жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, а Телец – это бык. Многие древние народы почитали это животное, считали его священным. Самая яркая звезда в созвездии Тельца носит название Альдебаран. Именно с этой далёкой звезды приземлился к нам на урок Робот, который привёз с собой несколько заданий для вас. Итак, друзья, за работу! (Приложение № 2)

Актуализация знаний.

(Работа по группам – рядам)

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько согласных?

- На какие две группы можно разделить все согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

- Назовите среди гласных только те буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука? (е,ё,и,ю,я).

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Согласные звуки и буквы для их обозначения».

На партах у вас листы со словами. Ваша задача изменить слова так, чтобы первыё твёрдый согласный стал мягким. Для этого вам необходимо вспомнить, какими гласными буквами обозначается мягкость согласного звука на письме.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

лук -

рад -

воз -

ток -

мыл -

был -

нос -

пыл -

рука -

лото -

мышка -

мор -

Проверка:

Учитель: Какие слова у вас получились?

- Какие гласные буквы помогли вам превратить твёрдый согласный в мягкий? (е,ё,ю,и,я)

Вывод: Буквы я, е, ё, и, я указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

II. Чистописание. (Работа в парах постоянного состава)

Учитель: А теперь задание для чистописания.

У вас на партах листы с набором букв. (Приложение № 3) Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать. Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.

- Что это за буква? (мягкий знак).

- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)

Откройте тетрадочки и запишите в них по образцу:

ььь ььь ььь

- Эта буква гласная или согласная?

- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)

А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? ( Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

III. Словарная работа (с применением ИКТ)

1. Картинный диктант. (Приложение № 4)

Учитель: А теперь внимание, на экран. Из космоса мы получили снимки, которые инопланетяне не могут объяснить. Робот просит нас помочь назвать каждый снимок одним словом и выполнить запись этого слова в тетрадях.

  1. тёплая верхняя одежда (пальто)
  2. профессия человека (учитель)
  3. школьная принадлежность (тетрадь)
  4. зимняя птица с красной грудкой (снегирь)
  5. время года с листопадом и дождями (осень)
  6. любитель долгого зимнего сна (медведь)
  7. обувь для игры в хоккей (коньки)

- Что это за слова? (словарные) - Почему их так называют? (Они с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями) – Как не допустить ошибки в их написании? (Их нужно запомнить или проверить по словарю) Давайте проверим, как вы умеете записывать словарные слова. Смотрите на экран и соотносите слово со своей записью. (Комментирование слов по образцу: в слове « пальто» - 2-ой слог ударный, нужно запомнить безударную гласную букву «а»)

Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю.

2. Конкретизация темы урока.

Учитель: Что общего во всех этих словах? (Буква мягкий знак)

- На какие две группы можно разделить эти слова по местоположению мягкого знака? (Мягкий знак в середине слова и мягкий знак на конце слова)

- Прочитайте слова первой группы (пальто, коньки)

- Прочитайте слова второй группы (учитель, тетрадь, снегирь, осень, медведь)

- Какую работу выполняет мягкий знак? (Указывает на мягкость предшествующего согласного)

Вывод: Сегодня на уроке мы будем с вами развивать умения слышать мягкие согласные звуки в словах и писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

IV. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Учитель: Прочитайте тему урока в учебнике на стр.3. (Работа с учебником с.3.) Чтение темы урока:

Мягкий знак. Чтение главного вопроса: Как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце и в середине слова?

2. Воспроизведение знаний о мягком знаке (12мин)

1) Выполнение упр. №1 с.3. (Работа в постоянных группах – рядах).

Прочитайте пословицы.

  1. Скромность всякому к лицу.
  2. Бережливость – не скупость.
  3. Совесть – верный советчик.

Объясните их смысл. Какие качества в людях цените вы?

- Спишите по одной пословице и подчеркните букву, которая не обозначает звука?

- Какую букву вы подчеркнули? (мягкий знак)

2) Определение роли мягкого знака.

Чтение сведений о языке с. 3. (Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука: день, пень).

3) Соотнесение количественного состава звуков и букв в словах. (3 мин)

А) Игра «Кто быстрее считает?».

(Работа в группах постоянного состава. У каждого ученика на парте лежит комплект, состоящий из знаков «=» и «>» )

Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт – знак неравенства.

Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, письмо, стол, мост, соль.

- Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)

Физкультминутка (в форме игры «Генералы»). (Приложение № 5)

(Двум «Генералам» выдаются таблички, на которых написано: «Указывают на мягкость предшествующего согласного» и «Указывают на твёрдость предшествующего согласного». «Солдатам» - карточки с гласные буквами и буквой мягкий знак).

Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала».

Б) Упражнение в чтении и написании слов с мягким знаком. (Работа в тетрадях на печатной основе с. 46 упр. № 2)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить новое задание. Пришельцы из космоса успели побывать и в ваших тетрадочках, поэтому в словах исчезли последние буквы. Ваша задача: эти буквы вернуть.

Текст упражнения:

Сире__, тюле__, ладо__, грус__, зве__, те__, оку__, де__, шко__ник, колоко__чик, тю__пан, васи__ки ию__, скатер__ .

Вывод. Какая буква не обозначает звука? (Ответы детей).

- На что указывает мягкий знак? (На мягкость предшествующего согласного).

3. Грамматический хоккей.

Учитель: Ребята, а вы любите спорт? А для чего спорт нужен человеку? Какие зимние виды спорта вы знаете? Я предлагаю вам сыграть в хоккей, но не в обычный, а в грамматический. Правила игры таковы: игроки 1-ой команды должны придумать и записать слова с мягким знаком в середине, а игроки 2-ой команды – с мягким знаком на конце. Каждое правильно записанное слово приближает вас на один ход к воротам соперника. Выигрывает та команда, которая первой забьёт гол в ворота. А в это время все оставшиеся на местах ребята в качестве болельщиков работают в своих тетрадочках с участниками той команды, за которую они болеют.

4. Работа с правилом: с. 4.

Учитель: Прочтите ещё раз главный вопрос нашего урока. Вы можете на него ответить? (Ответы детей). Давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике с. 4.:

Правило: Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (ь): коньки, декабрь.

V. Обобщение работы. (с применением ИКТ) (Приложение № 6)

Работа с тестом.

Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке. (Самостоятельная работа учащихся).

Фамилия, имя:

Оцени себя сам

1. Какая буква звука не обозначает?
  1. ь
  2. й
  3. я
 
2. Какое слово будет лишним?
  1. тень
  2. кольцо
  3. урок
 
3. Подбери пару к слову конь.
  1. кот
  2. кон
  3. кол
 
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .
  1. согласную
  2. гласную
  3. мягкий знак
 
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
  1. а, о, у, ы, э.
  2. е, ё, ю, и, я, ь.
 

Самопроверка теста.

Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!

VI. Итог урока.

Учитель: - Что познавательного было в сегодняшнем уроке? - А чем запомнится вам наш урок?

Завершение сюжетной линии урока.

Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в созвездии Тельца. А на память о сегодняшнем уроке Робот дарит вам в класс картину, на которой изображена его родина и космические послания для каждого из вас.

Мы – жители планеты Земля. Наша Родина – Россия. Мы живём в самом сердце России и владеем несметным богатством: великим, могучим, красивым и певучим родным русским языком. А в Солнечной системе много разных планет и больших и малых. И кто знает, может быть, из неведомых космических далей кто-нибудь наблюдает за нами…

Определение уровня эмоционального комфорта учащихся

Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).

VII. Домашнее задание по уровням: (Приложение № 7)

Репродуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 46 упр. № 1. «Вставь пропущенную букву».

Продуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 47 упр. № 3. Игра «Придумай словечко».