Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе. "Словосочетание и предложение"

Разделы: Русский язык


Тип урока. Повторительно-обобщающий урок.                    

Цель. Повторить и закрепить изученное по теме.

Ход урока

 

Задание 1. Самодиктант.

Записать термины, с которыми познакомились при изучении темы.

Синтаксис, пунктуация, предложение, словосочетание, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, диалог, монолог, реплика, прямая речь, обращение, вводные слова.

Задание 2. Восстановите текст, объясните пропущенные орфограммы. Одно предложение разберите по членам предложения.

Т..гда он встретил п..д г..рой
Старушеч(?)ку чуть-чуть живую,
Г..рбатую, совсем с..дую.
Она д..рожною клюкой
Ему на север ук..зала.
Ты там найдеш… его ск..зала.
Рогдай в..сельем закипел
И к верной смерти п..летел. 4

I вариант – выписать именные словосочетания.

II вариант – выписать глагольные словосочетания.

Задание 3. Синтаксическая пятиминутка.

Назвать грамматические основы предложений. Разобрать одно словосочетание.

Задание 4. Схематический диктант.

  1. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
  2. Вот Чернавка в лес пошла да в такую даль свела, что царевна догадалась.
  3. Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в окияне-море.
  4. На пиру я не была, но подарок принесла.
  5. Молчи, пустая голова.
  6. «Ты вразумил меня, герой!» -  со вздохом голова сказала.
  7. Он души не удержал и её поцеловал.
  8. И за нею вмиг от сна поднялося всё кругом: царь, царица, царский дом.

(Двое учащихся чертят схемы предложений на доске. Класс в это время выполняет следующее задание. Затем проверяем задание № 4 и № 5).

Задание 5. Составить предложения по схемам.

[    ] , и  [   ].   
(Когда … ),  [      ].
[ О,  О   и   О ].
А : “ П ? ”

Задание 6. Найти обращения в предложениях.

  1. И вслед раздался голос шумный: «Куда ты, витязь неразумный?».
  2. Остановись, беглец бесчестный.
  3. Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».
  4. И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете?».
  5. А дитя волну торопит: «Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна…»

Задание 7. Записать предложения в виде диалога. Расставить знаки препинания.

Постой бабушка постой немножко ей кричит она в окошко.

Отвечает ей черница Ох ты  дитятко девица  Пес проклятый одолел.

Что за чудо  Видно  выспался он худо  ей царевна говорит.

Заключительный этап урока.

Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Сочинение-миниатюра.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», - писал А.С. Пушкин. Продолжите эту мысль. Чем для вас являются сказки? Чему они учат? За что дети любят сказку?

Рисунок 1