Лесные пожары

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Объяснить детям опасность возникновения пожаров в лесу;
  • Познакомить с правилами поведения в лесу, не допускающих пожара;
  • Воспитывать осторожность, бдительность, экологическую культуру по отношению к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Презентация к уроку

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Основная часть

1. Проверка творческого задания. (слайд)

Расскажите о вредителях леса?

Разгадывание ребусов, приготовленных детьми к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Ребята, у леса есть ещё один страшный враг. Разгадав загадку, вы узнаете о нём:

Много красных языков
Лижут крыши у домов.
Надо их остановить
И водицею полить
А иначе быть беде –
Языки будут везде.
По деревьям, по кустам.
Всё съедят и тут и там. (Пожар)

О. В. Юдина

Верно. Тема нашего урока: «Лесные пожары». (слайд) Посмотрите видеоролик (слайд)

3. Виновники пожаров.

Ребята, что может послужить причиной возникновения лесного пожара? (Ответы детей)

а) По вине молнии (слайд)

б) По вине человека возникает 8 из 10 лесных пожаров: (слайд)

Например: (слайд)

  • непотушенный костёр;
  • непотушенный окурок;
  • брошенная бутылка, разбитое стекло служит увеличительным стеклом при ярких лучах солнца;
  • сжигание сухой травы весной.

(Посмотрите 3 коротких видеоролика.)

4. Виды лесных пожаров

Лесные пожары делятся на: (слайд)

  • Низовые (леса с травянистыми почвами, высота пламени до 3, 5 метров, скорость распространения до 3 м/мин.)
  • Верховые (в елово-пихтовых и сосновых лесах. Они начинаются с низовых пожаров, скорость 0,2 – 0,8 м/мин.)
  • Торфяные (еще их называют подземные. Возникают после продолжительной засухи. Они горят без пламени, но выделяют много дыма. Скорость медленная, но устойчивая, даже зимой. Эти пожары наиболее трудны для тушения.)

После пожаров развитие лесов идет по одному из двух типов – восстановление леса или его распад. Хорошо восстанавливаются – березняки, осинники. Длительно – дубровники, кедровники.
Распад лесов связан с заболачиванием, лугообразованием, зарастанием кустарниками этих участков.

5. Последствие пожаров.

а) Подумайте, ребята, и скажите: какие деревья прежде всего погибнут от пожара? (слайд) (Молодые, низкие, маленькие)

Верно. А значит, на месте этого обгорелого леса ещё долго не вырастет молодой лес.

б) (слайд) Если пожар не полностью уничтожил деревья, а только обжог их, повредил хвою, кору, корни (допустим, дождь помешал огню). Деревья ослабли! Легче или труднее будет теперь справиться с таким лесом главным вредителям леса – насекомым? (Легче, т.к. насекомым проще залезть под повреждённую огнём кору. На деревьях появятся различные древесные болезни, т.к. дерево не сможет восстановить обожженные участки на стволе).

в) Как пострадают лесные жители? (слайд) (В огне погибнут много животных. Повредятся их гнёзда, норы, логовища. Они не потеряют своё потомство и т.д.)

г) Какой вред наносят упавшие деревья? (слайд) Как они засоряют лесные водоёмы? (Лес становится непроходимым. Подгоревшие и упавшие стволы сильно засоряют лесные речки. Лес этот гниёт и заражает воду. От этого гибнет рыба).

6. Лесные пожары в Ильинском районе(слайд)

На территории Ильинского района лесные пожары нередки. Пожароопасный период с апреля по август. Приведём пример возникновения лесных пожаров за 2008 год.

За год произошло 7 лесных пожаров: апрель – 1, май – 3, июнь – 3. уничтожено 336 куб.м древесины. Основная порода пострадала – ель. Общая сумма ущерба от пожаров – 179 271 руб.

Все 7 пожаров произошли на территории Ильинского сельского лесничества: 2 – около с. Филатово, 1 – у д. Садки, 2 – у д. Комариха, 1 – недалеко от самого посёлка.

При тушении лесных пожаров пожарные машины не используются, т.к им в эти места не проехать. Применяются ранцевые огнетушители, заливание водой, захлёстывание ветками, воздуходувки.

7. Правила поведения в лесу. (слайд)

(Дети читают цепочкой, объясняя каждый пункт правила поведения в лесу).

- Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь остановить их и объяснить, какую опасность это представляет;

- (слайд) Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;

- Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней нет тлеющих углей, если сохранились – залейте ещё раз.

(Посмотрите видеоролик.) (слайд)

- Постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров.

8. Рефлексия (слайд)

Ребята, для чего нужно беречь лес?

Какой вывод вы сделали для себя после этого урока?

9. Творческое задание (слайд)

Прочти дополнительный материал на стр. 42-43. Придумай плакат в защиту лесов от пожаров.

III. Итог (слайд)