Северные посиделки: методическая разработка

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Знакомство детей с бытом, культурой, трудом коренных народов Приамурья.
  2. Развитие мышления, речи, воображения, творчества.
  3. Привитие интереса к традициям коренных жителей Приамурья.
  4. Воспитание умения принимать гостей..

Оборудование:

  • магнитофон и аудиокассета с записью нанайских мелодий;
  • лесные ягоды и ягодный морс;
  • костюм нанайской девочки.

Чтец:

Словно люльку, дверь тяжелую качни-
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у нанайского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью нани познакомишься, друг мой,
Ты вниманием посиделки удостой.

Чтец: Старый закон Севера гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.

Помощники угощают детей, гостей чаем и пирогами.

Чтец: Необычным является нанайцев обряд принятия гостей. Какие бы гости не пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Вот к примеру у хантов первыми встречают гостя дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.

Звучит приглушенная народная музыка

Рассказ и показ Натальи Петровны традиционного блюда “Тала”.

Чтец: У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, в сердцах.

Рассказ Эммы Викторовны “Устный журнал” о обряде “медвежьего праздника”.

Звучит нанайская мелодия, входит девочка, одетая в нанайский халат.

Учитель: Это Айога к нам в гости пожаловала, а живет она в стойбище, в лесу ягоды собирает.

Айога:

Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас.
Сколько спелых ягод здесь!
Соберу их все сейчас.
Добрый лес, светлый лес,
ягоды не стану есть.
Морсом угощу я всех:
Бабушек и дедушек, славных малых детушек,
Молодых рыбаков, рукодельниц-девушек.
Матерям и отцам, и подружкам, и друзьям-
Понемножку всем раздам.

Догадайтесь на каких ягодах мой напиток “морс”?

Айога угощает гостей морсем и предлагает нескольким гостям определить сорт ягодного морса.

Чтец: Сидя у огня, женщины всегда занимались своими домашними делами. Девочка в семье с детства приучалась шить и вышивать. Как только малышка начинала держать иглу в руке, она принимала участие в изготовлении одежды для членов семьи, а повзрослев, расшивала халаты. Наиболее красивые из них входили в состав ее приданого. Считалось, что женщина хранительница очага. Огонь из одного дома в другой не переносились, т.к. считалось что ты воруешь огонь.

Танец девочек с демонстрацией халатов

Учитель: Все в мире рождается, умирает и вновь рождается. Все, но только не мудрость народная. Вслушайтесь в эти слова.

Чтец:

В беде стойким будь!
В счастье рассудительным будь!
В битве храбрым будь!
В ученье усердным будь!
В славе скромным будь!
Вот природа главная суть,
Великих духов суть….

Так говорят люди, совсем старые люди!

Чтец:

Если человек – гость издалека,
Ты ему скажи: вот моя рука!
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
Сердцем щедрым, словом с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом.

Учитель: Для всех нас дом – это нечто гораздо больше, чем квартира. Дом – это место, где мы живем, учимся, работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш поселок Верхняя Эконь, гостеприимная Дальневосточная земля. Живите в ладу с Богом, с природой и с собой.

Завершение внеклассного занятия песня о родине в исполнении Барсуковой С.

Приложение