Гласные буквы после шипящих (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • дать представление о правописании гласных после шипящих в транскрипции;
  • развивать память и внимание учащихся;
  • воспитать уважительное отношение к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке.

Сообщение темы урока.

II. Повторение изученного материала.

- Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

- На какие две группы делятся все звуки речи?

- Назовите гласные буквы и звуки, которым они соответствуют.

- Какие звуки называются согласными?

- Назовите шипящие звуки русского языка.

- Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

III. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании гласных после таких шипящих как Ж, Ш и Ч, Щ.

- Ребята, на доске записаны слова. Ваша задача - прочитать, вставить пропущенную букву и объяснить правописание. Составить частично транскрипцию.

ж:раф ч:йник щ:пальца

ш:тьё щ:вель ч:лки

- Попробуйте объяснить, почему мы слышим одну букву, а пишем другую? (Согласные буквы Ж и Ш всегда твердые, они не имеют пары по мягкости, поэтому после них мы произносим Ы. Согласные Ч и Щ всегда мягкие, они не имеют пары по твердости, поэтому после них мы произносим Я и Ю.)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Записать слова, составить транскрипцию.

снежинка - [сн'ижынка]

машина - [машына]

обещать - [аб'ищ'ат']

встреча - [фстр'эч'а]

чуткий - [чутк'ий']

пошутить - [пашут'ит']

щучье - [щ'уч'й'э]

2. Записать предложение. Дайте толкование этой пословице. Произвести полный синтаксический разбор. Составить транскрипцию.

За чужой щекой зуб не болит. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.)

[за ч'ужой' щ'икой' зуп н'и бал'ит]

V. Итог урока.

- Давайте подведем итог нашего урока, совместно заполним таблицу (таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три столбика заполняются совместно с учащимися).

Сочетание Буква, которую пишем Буква, которую слышим Объяснение
ЖИ / ШИ И Ы [Ж], [Ш] - они всегда твердые, не имеют пары по мягкости
ЧА / ЩА А Я [Ч'], [Щ'] - они всегда мягкие, не имеют пары по твердости.
ЧУ / ЩУ У Ю

Домашнее задание: повторить теоретический материал, выполнить задание на карточках.

Домашнее задание.

Спишите, вставите пропущенные буквы, составите транскрипцию первых трех словосочетаний.

Необыч:йная тиш..на, в ч:щу леса, верш...ны сосен, щебечут чиж:, щ:риться на солнце, свеж:й ветерок, маленькая щ:чка, звуч:ть в вышине, ч:вствовать себя счастливым.

Составьте с одним из словосочетаний предложение, произведите его полный синтаксический разбор.