Духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа


XX век оставил нам страшное наследство: отторжение человека от Бога и веры, что усилило нетерпимость и вражду, привело к унижению достоинства человеческой личности, породило человеконенавистнические идеологии, превознесло материальные ценности над нравственными. Можно ли избавиться от всего этого без возрождения подлинной духовной культуры России? Конечно, нет.

Вот почему нашему обществу, особенно детям и молодежи, так необходимо сегодня знакомство с Православием. Люди, включая школьников и учителей, студентов и профессоров, все больше осознают, что знание основ православной культуры имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего. Уже сегодня мы видим, что истинная свобода– это свобода от греха, вражды и страданий, и она обретается на пути духовного спасения и нравственного совершенствования, указанном нам Господом Иисусом Христом. При всей сложности и противоречивости совершенного мира, именно этот путь ведет человека к победе над обстоятельствами и над самим собой.

Говоря о проблемах современного православного воспитания, следует, прежде всего, отметить, что таких проблем очень много. Во-первых, потому, что сам воспитательный процесс, обращенный к личности ребенка, всегда индивидуален, всегда личностен, и воспитание каждого ребенка-это огромный труд. А во-вторых, конечно, потому, что мы живем в неустойчивое переходное время. Вся современная жизнь пронизана антихристианским духом, а опыт православного воспитания у нас невелик, так как мы совсем недавно, стали серьезно осмысливать проблемы православной педагогики.

В чем отличие православного воспитания от светского? В православном всякий учитель должен быть учителем по образу Христа, всякий отец должен быть отцом по образу Отца Небесного, и всякий наставник должен быть образ Христа для себя как идеал, которому он должен следовать в своей педагогической деятельности, а в светском воспитании центром является воспитатель и Бог там не подразумевается. Например, если детям говорить, что их класс самый хороший в школе, самый интеллектуальный, самый воспитанный, что дети в нем особенные лучше остальных, то в душах детей поселится гордыня и тщеславие, которые непременно дадут о себе знать, ну хотя бы в завышенной самооценке. А наше дело следует совершать в смирении. Мы призваны научить детей не только совокупности внешних правил православной жизни. Совершенно не достаточно просто объяснить им, что можно делать, а что нельзя; главное– возжечь в их душах огонь веры и любви. Мы можем научить детей, как правильно вести себя в храме, какой длины юбки разрешается носить, когда можно употреблять косметику, а когда нельзя, что такое пост и как поститься. Но если в их душах не будет гореть огонь любви и веры, то с этими внешними правилами легко соединится любой грех. Если они не будут обращены к духовному миру, если у них не возникает общение с Богом, если они будут руководствоваться только формально понятыми запретами, то тогда наше воспитание не принесет результата и, достигнув переходного возраста, будут попирать все заповеди, отбросят все добродетели и погрузятся в море греха. Конечно, эта погруженность может не выходить на поверхность, дети внешне могут сохранять христианский вид и в тоже самое время быть развращенными и порочными. К сожалению, дети, которые так воспитаны, очень часто этого не понимают. Они говорят: “А почему нельзя слушать тяжелый рок и молиться Богу, почему нельзя читать журналы “Cool”, “Лиза” и читать Евангелие? Почему нельзя делать то и другое?” Да потому что не может из одного источника вытекать хорошая и плохая вода. Такие вопросы свидетельствуют о том, что они не чувствуют сути христианской жизни. Наша задача – прежде всего, дать им навыки такой жизни. Но мы с вами ничего не сможем сделать, если сами этих навыков не имеем. И поэтому если мы хотим научить духовной жизни своих детей, то сами должны учиться духовной жизни, стремиться к ней, жить ею. Духовная жизнь-это жизнь в духе Святом или поиск такой жизни, и все наши усилия должны быть обращены к этому.

Мы все очень страдаем от непрофессионализма православных педагогов. К сожалению, очень немногие из них имеют хорошее образование, учитывают личностные особенности ребенка, возрастную психологию и сами осознают себя именно православными педагогами.

Следующая проблема, с которой мы сталкиваемся, – это неполные и неблагополучные семьи.

Поврежденные семьи – это непомерное количество разводов, матерей одиночек, беспризорных детей при живых родителях. Большинство современных людей ничего не знает и не стремится узнать о своих предках, а ведь без связи поколений нет семьи. Как норма в современном обществе воспринимаются внебрачные связи, так называемый “гражданский брак”, средства массовой информации пропагандируют противоестественные однополые отношения как образец для подражания.

…Семья – это образ Святой Троицы, Отец, мать и дитя – три ипостаси единого по существу творения Божия. Адам от Бога, Ева от Адама, дети от них, а благословил размножение сам Господь. Это должен знать каждый школьник.

Между тем есть, нравственные правила общества, но они не соблюдаются, так как не имеют основы для того, чтобы их исполняли. В православии эта основа называется страхом Божьим. Нет страха Божья, и поэтому среди подростков распространяется алкоголизм, наркомания, игромания, цинизм, утрачено целомудрие. Все эти явления объединяет одно понятие – грех. Эпидемия греха порождает в детских жизнях страдания, несчастья, разрушает судьбы. Отсюда общество получает людей, прожигающих свою жизнь и живущих только для своего эго. Но, согласитесь, в отношении своих детей никто не хочет таких перспектив.

В современном обществе именно Православная церковь, выполняет, роль нравственного контроля, постоянно напоминает нам о духовном наследии, которым жили наши предки, которое сохранили ценой своей жизни. Не зря сегодня России выбрано имя Александра Невского, который был талантливым политиком, мужественным защитником отечества, хранителем православной веры своего народа.

За 2000 лет исчезли многие народы, рухнули цивилизации, погибли миллионы людей, исчезли культуры и языки. Церковь же будет стоять до конца веков. Почему? Потому что она стоит на крови, жертве, подвиге любви Бога и людей, последовавших за Христом, которых мы называем столпами Церкви. А семья это малая церковь, разве не стоит твердо только на любви и жертве, на служении каждого целому? И этому тоже надо учить детей и подавать им в том пример, а не спорить до бесконечности о том, кто прав более другого.

Давайте задумаемся, ибо уже пришло время вместе работать и церкви и светскому обществу спасать наших детей от духовного разложения.

Как один из методов духовно-нравственного оздоровления подрастающего поколения необходимо ввести в наши дошкольные и различного рода учебные заведения предмет “Основы православной культуры”.

Пока идут споры между чиновниками нужен такой предмет или не нужен, уже выпущены учебники и есть возможность вести кружки, факультативы, элективный курс, использовать материал для классных часов. Так для внеклассной работы можно использовать брошюру протоиерея Ильи Шугаева “Один раз и всю жизнь”, это своего рода беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. В книге рассматриваются основы семейной жизни, и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи.

Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи.

Кроме этого есть много других книг и видеофильмов, которые могут в этом помочь:

  1. видеофильмы “Церковь не молчит”, “О счастье” (это видеозаписи бесед со старшеклассниками протоиерея Димитрия Смирнова);
  2. видеофильм “Начало” (беседа педагога Авдеенко Е. А. со старшеклассниками, студия “Радонеж”);
  3. книги Авдеенко Е. А. “Переходный возраст. Как правильно выйти замуж”;
  4. все книги детских психологов И. Я.Медведевой и Т. Л. Шишовой. “Разноцветные белые вороны”, “Дети нашего времени”, “Потомки царя Ирода”, “Безобразие в образовании”, “Иван – царевич, он же серый волк”, “Логика глобализма”, “Гарри Поттер: стоп”, “Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья”, “Запах серы”;
  5.  книга протоиерея Максима Козлова “Последняя крепость. Беседы о семейной жизни”. Москва 2004;
  6. видеозапись трех бесед психолога И. Л. Ботневой “Как ребенка вырастить счастливым”, в которых рассказывается о формировании ребенка как будущего семьянина. Каждая беседа описывает один из периодов жизни ребенка: от рождения до трех лет, от трех до восьми, а также школьный период. Фильмы записаны и издаются журналом “Толк”.

Можно с ребятами говорить о православных праздниках: Рождество, Крещение (Почему этот праздник называют еще и Богоявлением?), Стретение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Троица, Успение, Воздвижение креста Господня, Рождество Богородицы и др. и организовать выпуск газеты. Прикрепить ее в холле школы, чтобы учащиеся могли ознакомиться с этими христианскими праздниками. Пригласить священника для беседы. Сходить в церковь. Организовать выставку открыток и рисунков, отожествляющих церковные праздники или события. Привлекать к этому родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Создавать презентации на такие темы как: “В чем смысл жизни?”, “Семья – малая Церковь”, “Святые защитники Руси”, “Моя родословная”, “Царские страстотерпцы” (об убийстве семьи последнего императора Николая II), “Отчий дом” и т.д. Ведь отмечают же во многих школах католические праздники “День Святого Валентина (день влюбленных)”, “Хеллоин”. Так почему же нам православным не рассказывать о своих, не знакомить детей с обычаями, традициями и культурой русского народа. Кстати, что можно прочитать из заключения о психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием “Хеллоуин”?

“Стало традицией взрослым и детям в процессе праздника изображать маньяков и убийц, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жесткие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психологического состояния, ни для личностного развития. (На Западе известно о сотнях детей – физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день). Многие учителя после проведения праздника отмечают сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках”.

Вот прямое навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных “развлечений”, реставрация древних культов служения силам зла под видом “дьявольского карнавала”. Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций, культурных форм. Идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, “голоса” все это одержимость бесами – вот следствие последствий “Хеллоуина”. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября. Что же делать нам педагогам? А надо говорить о добре, о дающем благо – Боге в противовес злу, вот и получается что без основ православной культуры ни туда и ни сюда.(Во время школьной выставки по ОПК детских творческих работ снят видеосюжет с высказыванием мнения о значимости введения преподавания основ православной культуры в учебных заведениях с целью повышения духовного уровня учащихся и их нравственности, см. видеосюжет).

Видеосюжет можно получить у автора статьи.

Литература.

  1. Илья Шугаев “Один раз и всю жизнь”.
  2. “Как защитить вашего ребенка” Даниловский благовестник. Москва 2002.
  3. Под редакцией Аллы Добросоцких.
  4. Информационный листок православного медико-просветительского центра “Жизнь” на Кубани.