Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Объяснительная записка.

Внеклассная работа по профессиональной ориентации для учащихся 1-4 классов ставит следующие задачи:

  1. формирование у младших школьников ценностного отношения к труду;
  2. понимание роли труда в жизни человека и обществе;
  3. расширение общего кругозора ребёнка;
  4. открытие возможностей раннего проявления и конкретизации интересов и склонностей младшего школьника;
  5. включение младших школьников в посильную практическую деятельность, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Идея создания данной программы возникла из потребностей детей узнать о существующих профессиях. В мире более 50-ти тысяч профессий. Но, как и какую из них выбрать, особенно тем, кто только вступает в сознательную жизнь?

Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребёнка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие занятия - «чтобы было много денег». Но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.

Формы работы.

  1. беседа с детьми и родителями;
  2. встречи с людьми разных профессий;
  3. экскурсии в учебные заведения и предприятия города;
  4. классные часы по профориентации;
  5. оформление классного уголка и школьного стенда;
  6. сочинения, конкурсы, защита проектов;
  7. родительские собрания по профориентационной тематике.

Организация внеурочной деятельности младших школьников во внеклассной работе основывается на следующих принципах:

  1. добровольности участия школьников;
  2. научности;
  3. сознательности и активности;
  4. наглядности;
  5. связи теории с практикой;
  6. дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.

Распределение материала по классам.

1 класс.

  1. «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа - игра) – кладезь народной мудрости о труде.
  2. «Кто ты будешь такой?» (конкурс рисунков) – профессии, которые привлекают детей.
  3. Профессии наших родителей (встреча).
  4. «Все профессии нужны, все профессии важны!» (утренник) устный журнал о профессиях.

2 класс.

  1. Народные умельцы (утренник) – о мастерах народного творчества.
  2. «Они учились в нашей школе» (встреча).
  3. «Строим дом» (экскурсия) – знакомство со строительными специальностями.
  4. «Бережливость и щедрость» (беседа - игра).
  5. Человек и животные (беседа) – о профессиях животноводства.
  6. «Откуда сахар пришёл?» (беседа) – о работниках сахарного производства.
  7. «У кого мастерок, у кого молоток» (беседа) – о рабочих инструментах.
  8. Труженики леса (экскурсия) – о профессиях в лесном хозяйстве.

3 класс.

  1. «По водным просторам» (утренник) – о профессиях на морском и речном флотах.
  2. «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!» (утренник) – о профессиях в сельском хозяйстве.
  3. «Куда уходят поезда?» (экскурсия) – о профессиях на железнодорожном транспорте.
  4. «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!» (беседа - игра) – о работниках полиграфической промышленности.
  5. «По дорогам идут машины» (беседа - игра) – о профессии «водитель».
  6. «О профессии «продавец»» (беседа- тренинг).
  7. О профессии «библиотекарь» (беседа - тренинг) – о культуре поведения в библиотеке.
  8. «Как приходят вести» (беседа - игра) – о профессиях в отрасли связи.

4 класс.

  1. «Знакомство с отдельными профессиями на крупном промышленном предприятии» (утренник - конкурс).
  2. «Весёлые мастерские» (игра-состязание)
  3. Профессиоведческий турнир (познавательно – развлекательная программа).
  4. «Мир профессий» (профориентационная викторина).
  5. КВН – о профессиях в лёгкой промышленности.
  6. «Профессии, связанные с небом» (экскурсия на авиапредприятие) – о профессиях в авиации.
  7. «Терра - инкогнита» (беседа - тренинг) – о профессии «геолог».
  8. «Творцы мира прекрасного» (беседа - встреча) – о профессиях типа «Человек – художественный образ».
  9. «Романтика обыкновенных профессий» (утренник).

Прогнозируемые результаты.

учащиеся будут:

  1. знать о существующих профессиях
  2. расширять общий кругозор
  3. проявлять интересы и склонности к определённым профессиям

учащиеся будут воспитывать в себе:

  1. трудолюбие, целеустремлённость
  2. уважение к людям трудовых специальностей
  3. ответственное отношение к порученному делу

Список используемой литературы.

  1. Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
  2. Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000
  3. Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.