Ключевые компетенции в воспитательной системе школы

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования до 2010 года.

Цели образования:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Компетентность – результат образования, выражающаяся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности.

  • овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:
  1. учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;
  2. интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличии от действия) через подражание невозможно.
  • формируется персональный «ресурсный пакет», учащийся понимает какие средства необходимы для выполнения деятельности.
  • набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
  • набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Чем компетентность отличается от ЗУНов?

  • Знание – «информация, присвоенная человеком».
  • Умение - «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки».
  • Навыки – «действия, выполняемые автоматически».
  • Элементы функциональной грамотности – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации».

Компетенция:

  • является интегрированной,
  • проявляется ситуативно, в зависимости от задачи,
  • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
  • в отличие от навыка – осознана,
  • в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
  • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Ключевые компетентности:

  • Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
  • Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

Система традиций нашего учебного заведения такова:

Традиции учебной и профессиональной направленности:

  • День Знаний;
  • посвящение в гимназисты;
  • - интеллектуальный марафон;
  • - олимпиады по предметам;
  • - конкурс «Ученик года»;
  • - конкурс «Самый здоровый класс»;
  • фольклорный праздник «Масленица»;
  • праздник труда и талантов
  • (день рождения школы)
  • - вечер «Встреча школьных друзей»;
  • туристический поход.

Традиции общественной деятельности:

  • месячник «Осторожно , дети!»;
  • занятия с активом по развитию самоуправления;
  • акция «Поздравь ветерана»;
  • вечера встреч с ветеранами

Традиции общественно полезного труда:

  • дежурство по школе;
  • субботники по благоустройству школы;
  • организация дежурства в классах;
  • озеленение территории школы и рекреаций.

Традиции работы с родителями:

  • тематические родительские собрания в классах и общешкольные;
  • родительский всеобуч по ступеням;
  • составление социального паспорта школы;
  • Декада «Моя семья».

Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

Презентация.