"Путешествие в древнюю Москву". Урок окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Сформировать представления детей о Москве, как центре Московского княжества XII - XVI веков. Обобщить знания детей о монголо-татарском нашествии, о возрождении Руси. Развивать речь учащихся. Воспитывать любовь к своему Отечеству, интерес к истории.

Оборудование: учебники «Мир вокруг нас» 4 класс под редакцией А.А. Плешакова, тетради: «Мир вокруг нас. Проверь себя», компьютер, слайды с иллюстрациями, разрезной дидактический материал.

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Эмоциональный настрой на урок:

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Мы потрудимся немало.

1.2. Сообщение темы и целей урока. Слайд - ребус.

Учитель: Ребята, догадайтесь, о каком городе пойдет речь на сегодняшнем уроке. Посмотрите на ребус и отгадайте, какое слово там зашифровано. (Москва)

Учитель: Хотите совершить виртуальное путешествие в город Москву?

Учитель: О современной Москве вы знаете много из книг, кинофильмов, многие были в Москве. А сегодня мы исследуем историю образование и развития Москвы, познакомимся с Москвой времен князя Ивана III, сравним ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского. А так же обобщим знания о монголо-татарском нашествии, вспомним о времени, когда Русь начала расправлять крылья, (открывается тема урока «Путешествие в древнюю Москву»).

2. Работа по теме урока. Повторение.

2.1. Ребята, мы присутствуем с вами при замечательном событии. Можно сказать, что это сенсация века. Ученые долго создавали машину времени и вот, наконец, изобрели ее. Наш класс удостоился великой чести первыми испытать ее в действии. Данные об учениках нашего класса занесены в компьютер. Мы сейчас отправимся в необычное путешествие в историю Москвы, (слайд 1147 г)

2.2. История образования города Москвы. На мониторе 1147г. Мы оказались на высоком холме у слияния Москвы - реки и притока ее Неглинной. Этот холм весь зарос густым бором и потому прозванный Боровицким. И вот явился в тех местах сын Владимира Мономаха Юрий по прозвищу Долгорукий. «Полюбя место сие,- говорится в летописи, - заложил он град. И на град свой позвал князь Игорь на пир друга своего черниговского князя Святослава Олеговича со дружиной».

Учитель: Тихо, давайте послушаем разговор двух князей.

(Дети инсценируют разговор двух князей)

Святослав:

 

 

Посидели, обсудили,

Присылал ты мне гонцов:

 

 

Осмотрели всё кругом.

«Приходи ко мне в Москов!»

 

 

Здесь стояла деревушка

И решил я поспешить,

 

 

За бревенчатой стеной:

Новый город навестить.

 

 

Пара домиков, церквушка

Юрий:

 

 

Над большой рекой Москвой.

Святослав, мой друг и брат,

 

 

И решили: «Места много,

Как я видеть тебя рад!

 

 

Есть, что есть, и есть, что пить!»

Святослав:

 

 

Помолились дружно Богу,

Над Москвой-рекой, на круче

 

 

Стали строиться и жить.

Где стоит твой Кремль теперь,

 

 

Святослав:

Был когда-то бор дремучий,

 

 

Да, родился город новый,

А в бору водился зверь.

 

 

И надёжен Кремль дубовый,

Почему ж решили вы

 

 

Говорит честной народ,

Поселиться у Москвы?

 

 

Что Москва растёт, растёт!

Юрий:

 

 

Так поднимем, братцы, чашу

Мы в ладьях сюда приплыли

 

 

За Москву, за гордость нашу!

Кто верхами, кто пешком.

 

 

(по Н.Кончаловской)

Учитель: Князья и дружина «держали совет» - вместе выступать против недругов. Святослав подарил Игорю гепарда — ловкое, быстроногое животное для удачной охоты, а Юрий как гостеприимный хозяин устроил в честь гостя «пир силен». Так впервые упоминается о Москве в Ипатьевской летописи в 1147 году. На Боровицком Холме в 1156 году Великий князь Игорь Владимирович Долгорукий укрепил деревянную Крепость земляным валом, а у восточной стены возник поселок ремесленников и торговцев — посад. И стала Москва расти.

2.3. Легенды происхождения слова Москва.

Учитель: Мы привыкли к названию города Москва. А задумывались ли вы, что обозначает слово «Москва»? Как вы думаете, почему назвали город Москва.

Учитель: А что обозначает слово «Москва»?

Дети: Слово «Москва» произошло от угро-финского слова «темная вода». По мнению других ученых слово «Москва» славянского происхождения и обозначает «медвежья река», «коровья река». Все эти объяснения показывают, что река и город расположен среди лесов и болот.

2.4. Монголо-татарское нашествие. (На мониторе 1237 г.)

Учитель: Перенесемся во времени на 90 лет вперед в 1237 год. Москва того времени оставалась небольшим удельным городом Владимиро-Суздальского княжества. Жили наши предки на богатых землях, выращивали хлеб, ловили рыбу в полноводных реках, охотились в дремучих лесах, успешно торговали.

Но грозная беда нависла над Русью:

Не измерено, не просчитано
Сколько лиха народом испытано!
Сколько сгинуло в чужой земле,
Сколько сечено, сколько пытано!
Не исчислить беды — последствия
От монгольского, от нашествия
Враг жесток и лют.
Землю родную разорил,
Светлоокую Русь полонил.

2.5. Фронтальный опрос. Слайд «Нашествие Батыя на Русь»

Учитель: Скажите, какая грозная беда нависла над Русью?

Дети: На Русь напала монголо-татарское войско.

Учитель: В каком году это произошло?

Дети: 1237 году.

Учитель: Кто возглавлял войско завоевателей?

Дети: Хан Батый.

Учитель: Как оборонялись русские города?

Дети: Русские города оборонялись мужественно, но силы были не равны. Первой пала Рязань, город был выжжен дотла. Следом за Рязанью пришёл черёд Владимира. Защитники города, не выдержав штурма, вышли за стены и в бою сложили свои головы.

Учитель: К какому городу стремился хан Батый?

Дети: Хан Батый стремился захватить богатства Великого Новгорода. Но войско хана было ослаблено мужественной обороной русских городов, началась весенняя распутица, широко разлились реки, и хан решил поберечь силы своего войска, повернув его. Новгород был спасён.

Учитель: Захватчики повернули на юг. Но на их пути встал небольшой город Козельск. Почему Козельск прозвали «злым городом»?

Дети: Стойкой защитой прославился город Козельск. Жители Козельска оборонялись семь недель. Было побито очень много монгольских воинов. Но под натиском врагов город пал. Князь был казнен. Батый приказал без пощады уничтожить всех женщин, стариков, детей. За такую мужественную оборону монголо-татары назвали Козельск «злым городом».

Пала и древняя столица – Киев. Монголы разрушили Киев до основания, и с тех пор он долгие века оставался в запустении. Почти все города Руси, кроме Новгорода и Галича, были повержены и разграблены.

Учитель: Почему русские города не смогли противостоять нашествию врагов?

Дети: Русь была раздроблена, князья вели междоусобные войны, каждый заботился только о своем княжестве.

Учитель: После нашествия монголо-татар вся Русь, включая новгородские, Киевские и Московские земли, попала в зависимость от Золотой Орды — так стало называться монголо-татарское государство. И установилась «черная ночь» над Русью на целых 240 лет.

2.6. Слайд 1325год.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие во времени. Год 1325. —год наследования Московского княжества Иоанном Даниловичем, который получил прозвище в народе Калита.

Учитель: Послушаем сообщение об Иване Калите.

В этот памятный год москвичи неспроста

 

 

Уступил Калите. И вот с этой поры

Дали прозвище князю: Иван Калита.

 

 

Хан за данью баскаков не слал на места –

«Калита » - это значит мешок для монет,

 

 

Посылал своих дьяков Иван Калита.

И точнее для князя прозвания нет!

 

 

И везли всё добро не татарам, не в стан,

Князь Иван был умен, а к тому же хитер,

 

 

А в Москву прямо в Кремль,

И однажды с лукавством он руки потер

 

 

Чтоб решил князь Иван

И решил: «Хватит ханских послов баловать!

 

 

Что татарам пойдёт, что ему самому,

Надо ехать в орду, надо им втолковать,

 

 

Что в уплату пойдёт тем,

Что скорее и больше получит орда,

 

 

Кто нужен ему... Чем богаче Москва,

Если дань на Москву привезут города».

 

 

Тем хозяйство крупней,

Богатейших даров наготовил Иван

 

 

Тем Ивану сподручнее княжить на ней.

И повез их в Орду...

 

 

И Москва собрала вкруг себя города,

Хан Юзбек, на бесценные глядя дары,

 

 

И с Москвою считалась отныне Орда.

    

 

 

(по Н. Кончаловской)

Учитель: Какие качества личности сыграли большую роль в успехе его правления?

- Для чего понадобилось князю добиваться у хана права на сбор дани со всех русских земель?

- Какие факты, свидетельствующие об укреплении Московского княжества, вы знаете?

2.7. Слайд « Московский Кремль при Иване Калите».

Учитель: Иван Калита расширил и укрепил Московское княжество, оно стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. Посмотрите, какой стала крепость в годы его правления — она стала хорошо укрепленной. При Иване Калите крепость обносят мощными дубовыми стенами. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров, их диаметр достигал 70 см. В эту пору крепость стала называться Кремлем. Кремль главными воротами повернулся к посаду, где образовалось торжище. Вокруг Кремля селились мастеровые и торговые люди. Москва становится центром торговли.

2.8. Физкультминутка.

Учитель: Шумит под стенами Кремля ярмарка — торг богатый, разнообразный.

Дети (изображая двух лотошников):

— Конфеты, пышки —
Налетай, ребятишки.
Купил, так не задерживайся,
А то дождик пойдет —
Весь товар пропадет!
Шелк, атлас, канифас —
Весь девичий припас.
Веселись от души!
Наши девки хороши!
Заводите хоровод,
Пусть потешится народ!

(Дети под мелодию русской народной песни «Калина» исполняют танцевальные движения).

2.9. Слайд «Шапка Мономаха»

Учитель: Время правления Ивана Калиты было мирным. «40 лет земель московских не топтал ордынский конь». Русь получила возможность начать собирать силы. Иван Данилович первый из князей понял, что причина всех бедствий Русской земли — разобщенность земель и княжеств. Он стал собирать русские земли, объединять их вокруг Москвы. Его называют собирателем русской земли.

В наследство от Ивана Калиты московские князья и цари получили великокняжескую шапку Мономаха. Этой шапкой венчали на царство всех московских князей, это символ царской власти. По легенде шапка была подарена князю Владимиру византийским императором Константином Мономахом, а потом передавалась потомкам Владимира.

2.10. Слайд 1380 год. Время правления Дмитрия Донского.

Учитель: Мы покидаем время Ивана Калиты и переносимся в 1380 год.

Какое важное событие произошло в 1380 году?

Дети: Год, когда была Куликовская битва.

(Слайд Куликовская битва).

Учитель: Какой князь княжил в Московском княжестве?

Дети: Дмитрий Иванович — внук Ивана Калиты. Он отказался платить дань хану Мамаю. Мамай этого не потерпел, повёл войска на Русь. Князь Дмитрий стал готовиться к решительному сражению. Он собрал под свои знамёна почти всех русских князей (только Рязань и Тверь отказались участвовать). Перед походом Дмитрий ездил в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому. Сергий благословил князя на битву против врага и дал ему своих лучших воинов-монахов: Пересвета и Ослябю.

Князь повел войско навстречу войску хана Мамая. Войска сошлись на Куликовом поле, где река Непряда впадает в Дон. По обычаям того времени перед битвой сразились два богатыря. От монгольского войска вызвался на поединок Челубей, вызов принял монах Пересвет. Богатыри на всём скаку ударили друг друга копьями, и оба мертвыми упали на землю. Началась страшная битва, которая длилась целый день. Монголы начали одолевать русское войско, но из засады в тыл им ударил полк волынского воеводы Боброка и полк князя Владимира Андреевича. Войско Мамая было разбито. В честь этой победы Дмитрий получил прозвище Донской, а народ надолго сохранил память о Куликовской битве.

2.11. Слайд «Московский Кремль при Дмитрии Донском».

Учитель: После победы на Куликовом поле еще более возросло значение Москвы. От Москвы народ стал ожидать защиты от врагов. Московский Кремль также преобразился. Деревянный дубовый Кремль Ивана Калиты сгорел во время пожара. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня — известняка. Толщина стен достигала 2-3метра. Кремль стал непреступен для неприятеля. А за красоту Кремля Москву прозвали белокаменной.

3. Работа над новой темой. Правление Ивана III. Слайд 1480год

3.1. Учитель: Мы путешествуем в истории дальше. Переместимся на 100 лет вперед и окажемся в 1480 году. Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось. Правил тогда правнук Дмитрия Донского Иван III. При Иоанне Васильевиче было завершено формирование Русского государства. Во время княжения Ивана III к Московскому Великому Княжеству были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Вятская земля. После долгой борьбы к Москве был присоединён Великий Новгород.

3.2. Слайд «Стояние на Угре».

Учитель: При Иоанне Васильевиче произошло освобождение Руси то монголо-татарского ига, длившегося более 200 лет. Иван III сделал последний решительный шаг, чтобы избавиться от зависимости орды. Он отказался платить дань хану Ахмату, прогнав его послов, и разорвал ханскую грамоту. Хан Ахмат (Ахмет) собрал войско и двинулся на Русь. Но Русь уже была не тихой, как 100-200 лет назад. Она была сильной, все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди других князей. Иван III собрал огромное войско (180 тысяч человек) и повел его на встречу хану.

Недалеко от города Калуги протекает неширокая река Угра. Летом 1480г русское войско встало на одном берегу, перекрыв все броды и переходы. А войско хана Ахмата встало на противоположном берегу. Все попытки ханских войск перейти реку были встречены отпором русских. Летопись рассказывает: «... И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них ... Наши стреляли из луков и пищалей и много татар побили». Так продолжалось до октября. Пришли морозы. Татарские войска страдали от холода и голода, кони начали гибнуть. А у русских было много запасов продовольствия и корма для лошадей. Что было Ахмату? Идти на Москву по замерзшим дорогам, переправляться по льду и искать битвы? Его воины устали, им не хватало продовольствия, заразные болезни косили их.

Понял Ахмат, что не победить им русское войско, повернул свое войско назад, отступил от русских границ. Так хан был побеждён великой битвы.

«Стояние на Угре» — так позже было названо противостояние русских и татарских войск. Этот день — 11 ноября 1480г. — принято считать днем освобождения Руси от монголо-татарского ига.

3.3. Работа с текстом учебника.

Учитель: Прочитайте текст на странице 75.

Вопросы для закрепления:

Учитель: Каким был Иван III?

— Какой решительный шаг сделал Иван III?

— Какой год считается днем освобождения Руси?

3.4. Слайд “ Московский кремль при Иване III”

Учитель: После изгнания татар узнали о Москве за пределами русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, местами стены разрушились. И в конце XY века построили новый кремль — из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были достроены позднее. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Наверху находились боевые площадки для стражи. Вокруг кремлевских стен были выкопаны глубокие рвы, соединенные с Москвой рекой. Через них пролегали мосты. Как только появлялась опасность, начинали звонить колокола. Московский люд спешил укрыться за прочными каменными стенами. Мосты разводились. Ворота надежно закрывались. Каменная крепость не раз выдерживала осаду врагов.

3.5. Слайд “Успенский собор”.

Иван III заботился об украшении Москвы. У восточной стены образовалась площадь, названная Красной. Центром кремля стала соборная площадь.

В Москву были приглашены лучшее русские и итальянские зодчие. Итальянский мастер Аристотель Фьораванти изучил древнюю русскую архитектуру и построил массивный, стройный и изящный Успенский собор. Этот собор стал главным собором государства. Здесь короновали князей, оглашали самые важные царские грамоты. Были построены Архангельский и Благовещенский соборы.

3.6. Слайд « Грановитая палата».(1 карт)

Вскоре на площади была возведена Грановитая палата. Свое название она получила из-за особой облицовки стен гранеными плитами. Это самое древнее гражданское двухэтажное здание.

Слайд “Грановитая палата”. (2 карт)

Палата большая, вместительная, стены внутри украшены фрезками. Грановитая палата предназначалась для пышных приемов послов, государственных совещаний, торжеств. Иностранные послы и гости восхищались красотой убранства Грановитой палаты. “Кто в Москве не побывал, красоты не видал” - звучит пословица.

3.7. Слайд «Колокольня Ивана Великого»

Украшением и гордостью соборной площади стала колокольня «Иван Великий». Ёе высота 80метров. На ёе башне находилось 34 колокола, их звон раздавался по всей Москве.

Красивой становилась Москва, значимой. Россия стала известна в Европе как сильное, единое государство. Авторитет Москвы вырос.

3.8. Слайд «Герб».

Иван III создал единое, сильное государство Московию. Он присвоил себе титул «государя Всея Руси», принял герб российского государства — двуглавого орла. Этот герб был привез из Византии женой великого князя константинопольской царевной (Зоей) Софьей Палеолог. Иван III соединил его на своей печати с Московским гербом: на одной стороне печати изображался двуглавый орел, а оборотной — всадник с копьём, убивающий змея. На печати надпись: “Великий князь Божьей милостью господарь всея Руси”.

4. Закрепление.

4.1. От Ивана III берет свое начало наше Отечество — Россия.

  • Какое важное событие произошло во время правления Ивана III?
  • Как преобразилась Москва, какой она стала?

4.2. Работа в тетради.

Учитель: Откроем тетради на странице 24. Выполняем задание №1.

Отвечаем на вопросы.

— Кто собирал дань для Золотой Орды в Москве?

— Кто положил конец зависимости Руси от Орды?

Учитель: Давайте найдем и обведем карандашом архитектурные сооружения, появившиеся во времена Ивана III.

5. Подведение итогов.

Учитель: Мы вернулись в современность. Завершили свое путешествие во времени. Понравилось ли вам наше путешествие?

Учитель: В начале урока была поставлена цель: исследовать историю Москвы. Как вы думаете, удалось ли нам достигнуть цели? (Да, удалось) Узнали ли мы что-то нового из истории Москвы и нашей России? (Да, узнали). Спасибо вам за работу.

6. Домашнее задание.

Первое задание: Прочитать текст на стр. 75-78.

Второе задание: Составить рассказ о Москве времен Ивана III от имени иностранного гостя.