Урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе по теме "Водоемы нашего края"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края.
  • Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
  • Закрепить умения и навыки работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, умения рассуждать, анализировать, выделять главное.
  • Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: индивидуальные печатные рабочие тетради, физическая карта Красноярского края, физическая карта Красноярского края (для каждого ученика), презентация «Водоёмы Красноярского края», компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков.

Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

(Кроссворд на доске)

Вопросы:

  1. Форма поверхности, образовавшаяся от неправильного распахивания земли? (овраг)
  2. Формы поверхности, изображенные на карте Красноярского края коричневым цветом? (горы)
  3. Нижняя часть горы, холма? (подошва)
  4. Часть горы или холма, которая находится между подошвой и вершиной? (склон)
  5. Какое море России находится в субтропиках? (Чёрное море)
  6. Форма поверхности, которая выше равнины, но ниже горы? (холм)
  7. Вся территория земной поверхности разделина на природные … ? (зоны)

- Какова тема нашего урока? (водоёмы)

II. Проверка знаний. Графический диктант. (Один ученик работает на закрытой доске.)

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставите знак – .

  1. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.(+)
  2. Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.(-)
  3. Терриконы не наносят вред окружающей природе и человеку.(-)
  4. Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.(+)
  5. Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.(+)
  6. Саяны находятся на севере Красноярского края.(-).
  7. Терриконы – это горы, которые вырастают там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых.(+).
  8. Овраги имеют пологие, не осыпающиеся склоны, заросшие растениями.(-)
  9. Полуостров Таймыр расположен на севере нашего края.(+).

(Ответ: + - - + + - + - +)

Взаимопроверка (работа в парах).

- Проверьте и оцените работу соседа (параметры оценки выписаны на доске)

  • без ошибок – «5»
  • 1 - 2 ошибка – «4»
  • 3 - 4 ошибки – «3»
  • 5 ошибки и больше – «2»

III. Работа над новой темой: "Водоемы нашего края".

- Каким цветом на карте обозначена вода? (голубым, синим)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает солёная и пресная).

- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

- Где вода солёная? (в морях и океанах)

- На какие две группы можно разделить водоёмы по происхождению? (искусственные и естественные) (Приложение 1. Слайд 2)

- Назовите искусственные водоёмы. (Приложение 1. Слайд 3)

Историческая справка (рассказ учащегося).

«Ещё в 1797 году возникло предположение связать речные системы Оби и Енисея. В 1882 году началось строительство канала под руководством барона Бьорка Александровича Аминова, а в 1891 году он был открыт для плавания небольших судов. Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, но дальнейшие работы были приостановлены из-за строительства Сибирской железной дороги.

Водный путь был мелководен: по нему могли пройти суда водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» - водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). Навигация по каналу могла продолжаться не более 3,5 месяцев в году.

В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

В 1942 году канал использовался в последний раз — по нему провели из Енисея в Обь три колёсных парохода «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда». [1]

- Назовите естественные водоёмы. (Приложение 1. Слайд 4)

- Посмотрите на карту Красноярского края.

На территории Красноярского края расположено много озер, различных по площади, глубинам, происхождению. Озера встречаются во всех природных зонах, но распределяются они неравномерно. Много озер расположено на Таймырском полуострове. Глубины озер здесь небольшие, многие из них зимой промерзают. Вода в них пресная, так как питание озёр осуществляется за счет талых снеговых вод. Почти все озера проточные. (Приложение 1. Слайд 5)

- Давайте познакомимся с некоторыми озёрами нашего края.

Приложение 1. Слайд 6. Озеро Пясино (рассказ учащегося).

Приложение 1. Слайд 7. Озеро Лама (рассказ учащегося).

Приложение 1. Слайд 8. Где находится Географический центр России? (Озеро Виви) (рассказ учащегося).

- А теперь мы поговорим о реках. На берегу какой реки расположен наш город? (Приложение 1. Слайд 9)

- Вспомните схему реки. Где берут своё начало реки? (озёра, горы, болота)

- Как называется место, где река берёт своё начало? (исток)

- Куда впадает река Енисей? (в Каспийское море)

- Как называется место, где река впадает в другую большую реку или море? (устье)

- Что ещё имеет река? (русло, притоки)

Приложение 1. Слайд 10. – Где берёт своё начало река Енисей?

Приложение 1. Слайд 11. – Какой приток Енисея самый многоводный?

Приложение 1. Слайд 12. – Есть ли у Енисея левые притоки?

Приложение 1. Слайд 13. – Как называется, открытый в Красноярске, фонтан, в котором слились реки нашего края?

Один из самых любимых фонтанов горожан - это открытый к 377-летию города каскадный фонтан «Реки края». Этот фонтан уникален. Он поражает и удивляет мощью. По замыслу автора проекта архитектора Арэга Демирханова в фонтане слились реки Красноярского края: Енисей, Бирюса, Мана, Ангара, Кан, Кача, Базаиха.

- Где находится этот фонтан? (на театральной площади около театра «Оперы и Балета»)

IV. Физминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

V. Работа по теме.

1. - О какой роли водоёма была физминутка? (Ответы детей.)

- Прочитайте текст учебника на с. 155 – 156.

Вопросы по тексту:

  1. Каково значение водоёмов в жизни людей? (Ответы детей.)
  2. Почему водоёмы должны быть чистыми? (Ответы детей.)
  3. Как взрослые и дети должны охранять водоёмы? (Ответы детей.)

2. Работа в парах.

- Составьте памятку «Правила поведения у водоёмов».

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

  1. Оберегай животных и растения водоёмов.
  2. Не мой в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
  3. Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи.
  4. Не выбрасывай мусор в водоёмы и не оставляй его на берегу.
  5. В меру используй ядохимикаты и удобрения.

3. Работа в рабочей тетради.

  1. С. 49, № 1 (самостоятельное заполнение таблицы).
    Взаимопроверка.
  2. С. 50, № 2 (самостоятельная работа по карте Красноярского края).
    Самопроверка.
  3. С. 51, № 5 (самостоятельно составить схему).

VI. Обобщение. Вывод.

-Каково значение водоёмов для жизни всего живого? (Ответы детей, составление схемы на доске).

- К какому выводу мы пришли в конце нашего урока?

Значение водоёмов очень велико в природе и жизни человека. Водоёмы нуждаются в охране.

- Что интересного вы узнали о водоёмах нашего края? (ответы детей).

VII. Оценки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитать текст, ответить на вопросы с. 154 – 158.
  • Выполнить задание в рабочей тетради с. 51, № 4,6.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Обь-Енисейский_канал