Использование компьютерных и кейс-технологий на учебных занятиях по химии, биологии и экологии

Разделы: Химия, Биология, Экология


Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение эффективности подготовки квалифицированных специалистов, не достаточно переосмыслить методологию отбора содержания образования. Надо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства: предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса, овладеть методологией их постоянной корректировки, создать необходимую учебно-материальную базу, спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи, в ходе сотворчества, содеятельности учителя и его учеников [3].

Задачи, стоящие перед преподавателями для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий обучения являются:

  • технология продуктивного образования;
  • технология индивидуализированного обучения И. Унт;
  • адаптивная система обучения А.С. Границкой;
  • обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
  • компьютерная технология;
  • проектный метод.

Преподавателю, необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-технологу: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности студентов, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности студентов с учетом характера педагогической системы (базисный, академический или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность студентов так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).

В преподавании дисциплин «Химия», «Общая биология с основами экологии», «Экологические основы природопользования», для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития студентов и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования проектной технологии к компьютерной и наоборот.

В последнее время преподаватели всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «компьютерная технология обучения».

Компьютерная технология может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). Кабинет химии оснащён современным оборудованием – компьютер, телевизор и видеомагнитофон, диски:

  • 1С: Репетитор «Биология»;
  • Мультимедиа комплекс «Органическая химия»;
  • Учебное электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория»;
  • «Химия общая и неорганическая» - лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ;
  • «Школьный курс химии 2003»;
  • Самоучитель «Химия для всех - XXI».

Студентами и учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата [2]. Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Типы конкретных ситуаций

  • По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации: «Птицы Забайкалья», «Создание ПСХЭ в стиле рок», «Портреты ученых».
  • По источнику информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время, нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателями в дидактических целях.
  • По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.
  • По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.

Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа - и видео-кейсов. [1].

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения,
  • Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
  • Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
  • Не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
  • Обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
  • Формирование у студентов умения работать с информацией;
  • Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Использование проектной технологии и компьютерной дают возможность на новом уровне проводить внеклассную работу. При проведении недели биологии, химии, экологии нами был использован фильм «Сохраним сейчас, чтобы не жалеть потом!»; в библиотеке для студентов КАПК организовано мероприятие «В гостях у хозяина тайги», где в стихах, легендах, исторических справках, под музыку «Времена года» рассказали ребятам о ценности и необходимости охраны таких древесных формах, как сосна сибирская, сосна обыкновенная, лиственница, ель, пихта, с восторгом ребята посмотрели фильм о природе нашего края.

Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс – метода и компьютерных технологий при изучении дисциплин: «Химия», «Общая биология с основами экологии», «Экологические основы природопользования» в Красночикойском аграрно-педагогическом колледже. Для повышения уровня качества образования студентов колледжа по этой дисциплине разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, которые позволят соблюдать все дидактические принципы и идеи кейс – метода, обеспечивая свободу действий при ее выполнении, удовлетворение от самопознания, самоутверждения, чувство ответственности.

Приложение

Литература.

  1. Александрова Е. А., Алёшина М.В. Элементы индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2003. № 2.
  2. Селевко Г.К Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.288с.
  3. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования//Химия в школе. 1997. № 7.