О начальном обучении в классе общего фортепиано учащихся младшего возраста (отделение общеэстетического образования)

Разделы: Музыка


Способности – есть проявление личности. Они всегда выражаются в уровне мастерства, в искусстве, искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые. И эта реализация способностей может существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек в самореализации, так же как свободен ли он в творчестве.

Мы же все свои усилия сосредотачиваем на нормативных способностях, на способностях, ангажированных нашей детерминированной жизнью, культурой, второй природой, созданной человеком. Между тем способности человека как представителя царства животных – первородные способности – часто входят в противоречия со способностями социального человека.

Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые “качества”, “силы”, “сущности” и т. п. Конечно, современная психология в понимании этих “сущностей” продвинулась вперед, но, тем не менее, какой-то элемент таинственности все же присутствует в изучении способностей.

Указывая на недостаточную определенность понятия “способность”, исследователи активно занимались изучением строения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и т. д., В результате психология способностей обогатилась большим количеством содержательных исследований, не раскрывающих, однако самого понятия “способности”.

Вопрос об общих и специальных способностях является одним из наиболее запутанных в психологической теории способностей. Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ситуации.

С нашей точки зрения, феномен “специальных” способностей, как отличных от общих – является фантомом. Человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждой деятельности (или хотя бы для некоторых из них). Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и обратный процесс – приобретение деятельностью индивидуального лица).

Прилагать усилия – значить преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становиться более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой. Когда он прилагает усилие, он выходит за пределы сиюминутного восприятия действительности.

Постепенно он учиться предвидеть результаты своих усилий, а затем к детям приходит осознание того, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит и от них. Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач.

Как известно, предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры учащегося.

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н.Загорный впервые в музыкально– педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. “Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта-непианиста”.

Далее автор называет круг задач, которые призван решить курс общего фортепиано:

  • развитие фортепианной техники;
  • разучивание пьес разных стилей, фактуры;
  • игра в ансамбле; аккомпанементе;
  • чтение с листа;

Думается, что вышеназванные задачи остаются актуальные и в настоящее время и поскольку условия для их решения не простые (отсутствие инструмента, классов, урок по 22,5 минуты или по 45 минут), то и настоящее сообщение является, на мой взгляд, необходимым и своевременным.

Предмет общее фортепиано для учащихся отделения обще эстетического образования вводятся со второго класса. И так как в первый класс на сегодняшний день принимают дети с 4–7лет включительно, т.е. без возрастных ограничений, то возникает проблемы возрастной психологии. Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной психологии учащихся в ДШИ.

Известно, что развитие музыкального мышления зависит, кроме музыкальных способностей, от уровня общего развития от таких свойств личности как уровня интеллекта, способности к анализу, сопоставлению явлений, темперамента и организации нервной системы.

Важной задачей обучения учащихся обще эстетического образования, останется личность преподавателя, профессиональный уровень его знаний. Дети чувствуют себя спокойнее, если мы последовательны в своих требованиях, и они внятно сформулированы. Реализация же их должна основываться на понимании преимуществ и недостатков возраста учащихся. После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.

В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта.

Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. К сожалению, приходиться признаться, что виной тому являемся мы сами. Далеко не каждый преподаватель общего фортепиано, прежде чем, сетовать на слабый интерес ученика к занятиям, позаботился о том, чтобы этот интерес пробудить и постоянно поддерживать веским доказательством несомненной пользы каждого урока в профессиональном становлении будущего музыканта. Четкая целевая установка обучения– непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

Нина Александровна Бергер – доцент С-П6 ГК им.Римского-Корсакова приезжала в 2003 г. в город Саратов для проведения семинара на тему: Современная концепция и методика обучения музыке и “Способ обучения практическому музицированию ” запатентованному в России как изобретение. Суть способа состоит в том, чтобы ввести ребенка (или взрослого) в мир музыки путем комплексного освоения музыкальной грамоты через практическое музицирование.

Цель – с помощью игры на клавишах научить ученика читать ноты, или, наоборот – с помощью чтения научить ориентироваться в пространстве клавиатуры.

Работа по этому методу позволяет начинать музыкальное обучение в очень раннем возрасте.

Музыка имеет вибрационную природу, воспринимается всем организмом, пробуждается двигательная активность. Поэтому в основе обучения – опора на движение и уже сформировавшиеся от рождения рефлексов. Мы воспринимаем музыку как громкую и тихую, быструю и медленную, веселую и грустную.

Музыкальное искусство существует во времени – это шаги, которые измеряют пространство , а представление о ритме складывается из количества действий в единице времени. Можно каждый шаг озвучить хлопком в ладоши, можно сделать , но через шаг. Музыка – искусство эмоционально-двигательное, в данном случае – эмоции положительные.

Человек осваивает через слух 10% информации, через зрения 50%, а через действие – 90% . Поэтому ладотональное мышление Н.А.Бергер, представляет как умение воспринимать музыкальный ряд тональности в пройденном объеме в единицу времени. Малыш, который еще не исполнилось хотя бы 4–5 лет, играет приведенные в пособие песенки буквально “по нотам”, с начала с дирижером, затем подключим ритмический аккомпанемент. Все термины вводим без объяснений. Профессиональный уровень общения с учащимся формируется с первого урок при условии привлечения в обиход , правильного применения понятий, наиболее точно характеризующих приемы звукоизвлечения . на фортепиано. “Снять звук”, “ поднять руку, кисть”, “ прикосновения”, “ опереться” и другие задания, от выполнения которых зависит звучание инструмента. Преподаватель не должен подменять весь профессиональный лексикон одним общим словом “возьми”, играй”. Требование качества звука с первых уроков обязательно, на него должен быть направлен постоянный контроль слуха преподавателя и ученика.

Главная задача – развить реакцию пальцев непосредственно на высотных рисунков без осознания нот. Знакомим ребенка с номерами пальцев и усваиваем несколько упражнений на “немой клавиатуре” или крышке стола (эти упражнения в достаточном объеме представлены в сборнике Н.Перуновой и Л.Баренбойма “Путь к музыке” 1988г.)

“Малышей нужно постепенно приучать к определенным аппликатурным формулам”, – считает А.Гольдейвейзер.

Пособие “Младенец музицирует”, является ярким примером такой подготовки, готовый материал формирует навыки чтения нот, при этом, не надо нагружать левое полушарие головного мозга, работает правое, отвечающие за творчество и дающее положительную энергию. Маленькая физкультурная пауза для пальцев и мозгов.

Известно, что в дошкольном возрасте любая информация воспринимается ребенком непосредственно через движения, при этом важно обратить внимание детей на то, что надо не просто двигаться, а слушать музыку и выполнять движения под музыкальный ритм. Приобщение к шедеврам серьезной музыки в активной форме (музицирование) аккумулирует в себе фактически все виды человеческой деятельности, мышления, эмоциональных переживаниях и т.д., способствует развитию интеллекта, развивает ориентироваться в геометрически сложном звуковысотном пространстве и управлять своими действиями во времени; умение слушать – ощущать – оценивать ситуацию; формирует личностные качества.

Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку независимо от музыкальной одаренности. Каждый ребенок получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

Литература.

  1. Н.А.Бергер Современная концепция и методика обучения музыке г. Санк-Петербург 2004г.
  2. Бернштейн Г.Ф. Полевой Д.А. Нурбаева М.Н. Физическое развитие дошкольника г.Витебск 1990г.
  3. Музыка и образование , М.2008г.
  4. Н.Н.Загорный Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет, Л.1928г.,