Интегрированный урок в 3-м классе (ознакомление с окружающим миром + ОБЖ)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить детей осторожному общению с дикими и домашними животными;
  2. Научить правильно действовать в возникшей экстремальной ситуации, уметь оказать первую помощь;
  3. Формировать культуру речи обучающихся;
  4. Воспитывать любовь к окружающему нас миру.

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок.

Улыбнитесь друг другу, Улыбнитесь и мне.

– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!

2. Календарная минутка.

1). О каком месяце загадка:

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Месяц к нам пришел…/апрель/

2). Апрель второй месяц весны. В этом месяце земля “открывается”: появляются ростки, лопаются почки, начинается тайное движение сока у деревьев.

Наши предки называют этот месяц: капельник, снегогон, солнечник.

– Почему такие названия дали апрелю? (словообразование – капельник от слова капель; снегогон – сложное слово, образовалось от двух корней “снег” и “гон”, соединительная гласная “о”; солнечник – в этом месяце ярко светит солнце)

Изменчивый характер имеет апрель. Все в апреле: солнце, снег и дождь – вперемешку.

3). О погоде первых дней апреля и о весенних изменениях в природе нам поможет рассказать “Цветик – семицветик” (Ученики срывают лепестки на которых записаны предложения. Эти предложения нужно дополнить и закончить.)

  • Сегодня…апреля. День недели… .
  • Солнце…, небо…, ветер…, температура…, осадки… .
  • Дни…, а ночи….
  • Растения…
  • Животные…
  • Человек стал одеваться… потому, что…
  • Человек готовится…

4). 6 апреля – День Кирилла-дери полоз. В этот день сеяли горох. Если ночь на этот день теплая, то весна будет дружная. А еще люди заметили, если “Апрель с водой – май с травой”. – Как вы это понимаете?

Наблюдайте за природой, и вы узнаете все ее тайны.

3. Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.

1). Блиц – опрос.

– Какие группы животных вы знаете?

(Дети называют группы животных и их представителей, а на доске появляются таблички с названиями этих групп.)

  • Простейшие
  • Простые многоклеточные
  • Членистоногие
  • Позвоночные
  • Пресмыкающиеся
  • Птицы
  • Млекопитающие

– К какой группе можно отнести человека, почему?

– Как вы думаете, человеку следует опасаться животных или они для него безобидны?

2). Диалог Миши и Лены (подготовленные дети). Лена собирается в лес.

М: Лена, будь осторожна: лесные животные могут быть опасны.

Л: Да ты что, Миша, в нашем лесу нет волков и медведей. Ежика встретить и то редкость. Если я его найду, то обязательно домой принесу.

М: Нет, лучше вообще не брать диких животных в руки. Это опасно и для тебя, и для них.

– Что говорит Миша Лене?

– Почему Миша так считает?

– Чем может быть опасен ежик? (Высказывания детей.)

3). – Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (Открывается тема урока “Безопасность при общении с животными”.)

– А нужно ли нам изучать эту тему? Для чего?

4. Совместное открытие нового.

(Обучение способам самостоятельного применения знаний)

1). Рассказ учителя.

В прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирали от них.

Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний.

Благодаря гигиене человек победил немало болезней.

– Что такое “иммунитет”? Где можно найти значение этого слова?

(В словаре С.И.Ожегова: Иммунитет – невосприимчивость к какому-нибудь инфекционному заболеванию).

Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.

Но в то же время человек стал незащищеннее перед множеством заболеваний, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.

В отличие от человека, дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и с множеством микробов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным.

Об этом и предупреждал Лену Миша: беря в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.

2). Работа с учебником.

С.39 № 1

Обведите рисунки, на которых ребята ведут себя правильно.

– Почему вы так считаете? (Обсуждение.)

– Чем опасны голубь и еж? (Обсуждение в парах.)

Рассказ подготовленных детей. (Вывешиваются картинки голубей и ежа.)

Больные голуби могут заразить человека очень серьезным заболеванием – орнитозом . Эта болезнь напоминает воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди. Лечить ее можно только в больнице, поэтому при первых признаках болезни надо вызвать врача.

Многие дикие животные, например ежи, лисы, являются переносчиками бешенства . В случае укуса человек тоже может заболеть этой болезнью, при которой поражается головной мозг, возникают судороги и развивается водобоязнь. После укуса дикого животного следует обратиться к врачу.

– Что нужно сделать, если укусило дикое животное? (Обсуждение.)

(Учитель вывешивает памятку)

Если укусило дикое животное
  1. Промыть рану.

  2. Обработать рану йодом.

  3. Обратиться к врачу.

Врач назначит уколы, которые не дадут человеку заболеть.

3). Среди диких животных особенно опасны ядовитые, прежде всего змеи.

Змей в нашей местности, к счастью, немного. В основном можно встретить ядовитую гадюку и безобидного ужа. (Вывешивается картинка.)

Нападает змея в двух случаях: если ей преградили дорогу и если человек наступил на нее. У змеи плохое зрение и обоняние, поэтому наступить на нее легко.

Гадюка и уж различаются формой головы и рисунком на теле. Но со страха их можно перепутать.

Чтобы обезопасить себя от укуса змеи, помните три правила:

  • В незнакомой местности всегда спрашивайте местных жителей о “змеиных местах”.
  • Собираясь в лес за грибами и ягодами, обязательно (– Как сказать правильно “надевайте” или “одевайте”?) надевайте сапоги.
  • Увидев змею, не трогайте ее, а обойдите. Если гадюка свернулась кольцом, значит, она собирается броситься на человека.

– Что делать если змея все-таки укусила? (Осуждение)

(Учитель вывешивает памятку)

Если укусила змея
  1. Выдавить яд.
  2. Промыть рану, перевязать.
  3. Много пить.
  4. Обратиться к врачу.

4). Следует опасаться некоторых насекомых и пауков. Ядовитых пауков в нашей местности нет, а вот укусов пчел, ос, шмелей нужно опасаться.(Картинка.)

Укусы нескольких десятков пчел или ос могут угрожать вашей жизни.

У человека возникает отек, нарушается дыхание. Чтобы этого не случилось никогда не лезьте к гнездам диких ос или в улья на пасеке.

– Что делать при укусе насекомого? Прочитайте на с.40. (Обсуждение.)

(Учитель вывешивает памятку.)

Если укусили насекомые
  1. Удалить жало.
  2. Промыть рану.
  3. Обработать йодом.
  4. Обратиться к врачу.

5). С.41,№2 (работа в парах)

Допишите фразы и сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными. (Обсуждение.)

Физминутка.

Мы сформулировали правила безопасного поведения с дикими животными, а стоит ли опасаться домашних животных? (Высказывания учеников.)

6). – Как думаете, собака – домашнее или дикое животное?

Собака считается домашним животным. К сожалению, в последнее время в городах, и в нашем тоже, появилось много бездомных собак (бродячих), о которых никто не заботится, не ухаживает.

– Как думаете, какие собаки опаснее, домашние или бродячие?

Статистика показывает, что укусы домашних собак – более частое явление, нежели укусы бродячих собак. Но это, конечно, не значит, что можно спокойно играть с бродячими собаками. Лучше старайтесь держаться от них подальше.

– Как узнать бродячая собака или домашняя? (Картинки.)

Обсуждение правил безопасного поведения при встрече с собакой.

  • Не надо считать, что помахивание хвостом говорит о выражении собакой своего дружелюбия. Иногда это говорит о ее недружелюбном настрое.
  • Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит “скалиться” и показывать свое превосходство.
  • Ни в коем случае нельзя показывать свой страх перед собакой. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
  • Нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться.
  • Не кормите чужих собак, и не трогайте их во время еды или сна.
  • Не подходите к собаке сидящей на привязи.
  • Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приблизившихся на определенное расстояние.
  • Не делайте резких движений, общаясь с собакой или ее хозяином. Собака может подумать, что вы ему угрожаете.
  • Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущих вам на встречу собаку с хозяином. Особенно если это происходит где-нибудь в узком месте.

– Что делать, если собака напала? (Обсуждение.)

(Учитель вывешивает памятку.)

Если напала собака
  1. Команды: “Фу!”, “Стоять!”
  2. Защитить горло.
  3. Отбиваться от собаки.

– А что делать, если собака укусила? (Обсуждение.)

(Учитель вывешивает памятку.)

Если укусила собака
  1. Удалить слюну животного.
  2. Смазать йодом.
  3. Сообщить маме.
  4. Обратиться к врачу.

7). – А могут ли быть опасными кошки? (Высказывания детей.)

Рассказ подготовленного ученика:

Коты – дальние родственники тигров. Если человек не понравится коту, то он может прокусить ему руку и исцарапать до крови лицо. Известны случаи, когда кошка лишала человека глаза. Кошка может занести в рану инфекцию.

Наиболее распространенные инфекции, которые передаются людям от кошек, – это чесотка и бешенство.

– Почему в слове “чесотка” записана безударная гласная буква “е”? (Проверочное слово “чешется”.)

Если вас укусила кошка, поступайте так же, как при укусе собаки.

8). Последнее время во всем мире участились случаи заражения человека от домашней птицы.

– Как называется эта болезнь? Птичий грипп

– Что должен делать человек, чтобы не заразиться птичьим гриппом? (Обсужден.)

9). Почти все домашние животные (лошади, коровы, овцы, козы, бараны) дружелюбно относятся к человеку. Но так они относятся к своему хозяину, который их кормит, ухаживает за ними. И никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.

– Почему могут быть опасны коровы, быки, козы, бараны?

– Какое у них есть опасное орудие?

– Как нужно вести себя с этими животными?

Прочитайте правила поведения с домашними животными в учебнике на с.42.

5. Первичное закрепление.

1). Блиц-опрос.

– Как нужно вести себя с дикими животными?

– Почему нельзя их брать в руки?

– Как нужно вести себя с домашними животными?

– В какой ситуации можно погладить собаку?

– Какие заболевания человек может получить от животных?

– Чем обязательно должно закончиться оказание первой помощи при повреждениях

от животных? (обратиться к врачу)

2). Учебник с. 43 № 4.

Пройдите лабиринт с наименьшим количеством опасностей и помогите Лене и Мише добраться до станции.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок.

– Какие правила безопасного общения с животными вы запомнили?

– Что нового вам помог узнать данный урок?

– Как в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Окружающий мир прекрасен и интересен. Не нужно бояться животных, нужно их знать, здраво оценивать существующие опасности и помнить о том , что животные никогда первыми не нападают на человека.

Прослушивание песни: “Не дразните собак”

7. Домашнее задание.

  1. с.39–42 читать;
  2. Нарисовать предупреждающие и запрещающие знаки в общении с животными;
  3. Сообщение “Безопасное общение с животными” (по желанию).