Урок-игра по окружающему миру по теме "Птицы" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания;
  • формирование понимания важности заботы о природе;
  • развитие эрудиции, пробуждение желания к познавательной деятельности.

Оборудование к уроку:  презентация «Птицы» (Приложение 1), карточки с заданиями к конкурсу капитанов,   карточки с пословицами,  репродукция картины  Рылова ,,В голубом просторе,, фонограмма отрывка из балета ,, Лебединое озеро,, П.И.Чайковского ,,Танец маленьких лебедей», фонограмма пения птиц в утреннем лесу,   фишки-жетоны, грамоты «Друзья птиц»

Предварительная подготовка:

  1. Сделать кормушки для птиц
  2. Выучить стихи о птицах
  3. Подготовить мини-сообщения
  4. Сформировать команды (придумать названия команд, девиз)
  5. Команде подготовить домашнее задание ( инсценировка басни И.А.Крылова о птицах)

ХОД УРОКА

I. Организационный  этап

– Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …  (птица)

(Приложение 1, слайд 1)

– Так о ком же мы будем говорить?

– Весна! Первые зелёные листочки, тёплые дни,  лужи на ещё непросохшей земле, разноголосый птичий гомон. Птицы рады наступлению весны и возвращению в родные края.

Подготовленное выступление  ученика:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. [1] 

II. Постановка цели урока

– Цель нашего занятия – повторить и обобщить знания   о птицах, их строении, повадках,  среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе. (Приложение 1, слайд 2)

– Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строчки М.М.Пришвина и И.Дружинина (Приложение 1, слайд 3)

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес, степи и горы.А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

М. Пришвин

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
…Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.

И. Дружинин

III. Постановка проблемы

– На какие же вопросы нам предстоит ответить сегодня? (Приложение 1, слайд 4)

  • Кто они?
  • Какие они?
  • Зачем нужны птицы ?

IV.   Изучение новой темы

Подготовленное выступление  ученика :

Символом мудрости со времён античной Греции является сова.
Двуглавый орёл в гербе России – символ храбрости, силы.
Птицы населяют все материки и острова земного шара. В настоящее время в мировой фауне известно около 9000 видов птиц.
Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные в слоях земной коры обнаружили окаменевшие кости скелета неизвестного существа, а рядом отпечатки его перьев. Они назвали эту птицу археоптериксом, что в переводе на русский означало «древнее крыло».[3]

Учитель: В современном мире  учёных, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называют орнитологами. Орнитология – наука, изучающая жизнь и повадки птиц.

(Приложение 1, слайд 5)

– Чем отличаются птицы от других животных? По каким признакам строения тела и образа жизни мы определяем  птицу?

(Выслушиваются ответы детей)

– Как же мы ответим на первый вопрос ,,Кто они?,, ? (Подводится итог с опорой на слайд)

(Приложение 1, слайд 6)

А) Практическая работа [2]

Учитель: У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
– Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
– Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло? (Перья летят, они лёгкие)
– Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно? (Вода скатилась капельками)
– Какой вывод сделаем? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
– Для чего нужны большие перья птицам? (Чтобы летать)
– А маленькие? (Для тепла)

– О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов нашего урока – игры. А поможет оценить ваши знания Совет мудрецов, он же наше – жюри. (Представление Совета мудрецов: учитель биологии, школьный библиотекарь, учитель музыки )
– За успешный ответ команда получает фишку-жетон. В конце урока подсчитываются результаты.

Б) игра

1. Конкурс-представление

(каждая из 3-4 команд представляет себя: название, девиз)

2. Конкурс капитанов

(Каждому  командиру  предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них является птица. Вспомните название сказок и их авторов.)

  • Соловей – Андерсен «Соловей»
  • Гусь – С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  • Петушок – А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
  • Ласточка – Г. Андерсен «Дюймовочка»
  • Сова –  А. Милн «Винни Пух и все, все, все»
  • Лебедь – Г. Андерсен «Гадкий утёнок»
  • Утка – Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
  • Воробей – К. Паустовский «Растрёпанный воробей»
  • Стриж – В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
  • Ворона – А. Крылов «Ворона и лисица»

(Выслушиваются ответы детей)

Физкультурная пауза

Проводится игра «Совушка»
День – дети изображают разных птиц
Ночь – все замирают.
Сова уводит в своё гнездо того, кто пошевелится.

Учитель: Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока : Какие они?

(Звучит фонограмма пения птиц в утреннем лесу)

– Голоса, каких птиц вы сейчас услышали? (Выслушиваются ответы детей)
– Для птиц весенние песни имеют очень серьёзное и важное  значение. Поют лишь самцы. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, но зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение. Будущий  папа подыскивает место для гнезда и начинает своей песней звать маму своих будущих птенцов.

В) Знакомство с новым материалом

– Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (Выслушиваются ответы детей. Учитель дополняет рассказ детей с опорой на слайды)

(Приложение 1, слайды 7-10)

3. Конкурс домашнее задание

 Инсценировка басен  А. И. Крылова

  • «Ворона и Лисица»
  • «Лебедь, рак да щука»
  • «Кукушка и петух»

4. Конкурс «Тёмная птичка»

(Командам предлагаются карточки с пословицами, в которых пропущены названия птиц.
Вспомните и восстановите эти пословицы.)

Слово не … (воробей) , вылетит – не поймаешь.
Старого … (воробья) на мякине не проведёшь.
Всяк… ( кулик)  своё болото хвалит.
  … (Гусь)  свинье не товарищ.
Лучше … (синица)  в руке, чем … (журавль)  в небе.
   … ( Синичка) невеличка, а птичка.
   … (Соловей) – птица малая, а и та знает, что май пришёл.

(Выслушиваются ответы детей)

Школьный библиотекарь знакомит детей с Красной книгой:

Люди расточительно относились к природе. Срывали растения, распахивали, сжигали земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, третьих выловили хищники. В конце концов люди поняли, что если не помочь природе, животных будет гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, составили официальную – Красную книгу. Идея этой книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц.

(Приложение 1, слайды 11-12)

Учитель: Ребята, а теперь сможете ли вы ответить на последний вопрос нашего урока: Зачем нужны птицы?    

Подготовленное выступление  ученика:

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я.
Здравствуй, Родина моя!
На нашей планете живут
Чудесные созданья,
Они летают и поют
И Землю свято берегут.
Скажите дети,
Можно жить без птиц на свете? [1]

– Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей)

5. Конкурс «Догони меня»

(Отвечают  те, чья команда первой  подняла руку, тем самым зарабатывая себе дополнительные очки)

  1. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
  2. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
  3. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
  4. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвин)   
  5. Какая птица выше всех летает? (Орёл)
  6.  Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

 Музыкальная пауза

Многие поэты, художники и музыканты в своих произведениях восхищались красотой птиц

Слушание отрывка    П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

– Какую картину вы представили, слушая отрывок из произведения П.И.Чайковского? Поробуйте изобразить в рисунке, то что вы представили.

6. Конкурс рисунков (каждая команда выполняет рисунок на листе формат А3)

7. Блиц-опрос  

  • Какие сказки Г. Х. Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птиц?
  • Как охотится серая цапля?
  • Назовите любимое лакомство аистов?
  • В какой сказке ласточка помогла девочке, попавшей в беду?
  • Кто автор картины «В голубом просторе»?
  •  Кто написал сказку «Гадкий утёнок»?

V.  Итог урока

(Жюри подводит итоги всей игры)

Итак, ответили ли мы на все вопросы урока:

  • . Кто они?
  • . Какие они?
  • . Зачем нужны птицы ?

– Люди всего мира поняли. Что природа нашей страны в опасности. Человек очень серьезно относится к проблеме охраны птиц. Запрещено собирать редкие растения и охотится на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники.
Давайте и мы стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы. А мы с вами  после урока развесим на деревьях у школы кормушки для птиц. Поможем им.

(Приложение 1, слайд 13)

Награждение победителей грамотой «Друзья  птиц». После урока дети совместно с учителем развешивают на деревьях у школы, заранее подготовленные, кормушки для птиц.

Используемая литература:

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я  – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.– 160с
2. Классные часы 1–4 класс / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.– 287с
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов \ Пер. К.Мишиной, А. Зыковой.– М.: Эксмо, 2006.– 512с.