Занятие для детей 5–6-ти лет по теме "Мы играем в театр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель музыкального руководителя: Создание единого культурно-образовательного и музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе и образовательном учреждении. Развитие музыкально-творческих проявлений у детей дошкольного возраста. Формирование певческих умений и навыков, обучение хореографическому искусству. Воспитывать высоконравственные идеалы и эстетическую культуру.

Цель воспитателя: Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействие целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника. Развитие познавательных интересов и творческих способностей, речемыслительной деятельности дошкольника; умения выразительно декламировать и мастерски инсценировать. Формирование навыков коллективной, групповой работы. Приобщение детей к искусству и художественной литературе. Воспитание коммуникативных качеств.

Цель старшего воспитателя: Оказание помощи воспитателю и музыкальному руководителю с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.

Задачи занятия:

  • развивающие - развитие потребности в активном самовыражении, творческой активности и игровых умений.
  • образовательные - формирование умения владеть голосом, преодоления застенчивости, нерешительности; обучение выразительности в исполнении.
  • воспитательные - воспитание устойчивого интереса и любви к театральному искусству, коммуникативных качеств.

Ход занятия

Муз. руководитель: Ребята, недавно у нас в гостях были артисты театра юного зрителя. Вы помните, как назывался спектакль, который нам показали? Кого из героев вы запомнили? Кто вам больше всего понравился? (ответы детей).

На том спектакле мы с вами были зрителями, смотрели игру артистов. А сегодня я предлагаю вам самим стать артистами театра. Поиграем в театр?

Итак, мы - артисты, пришли в театр и должны поздороваться со своими коллегами - артистами.

Проодится игра-приветствие "Здравствуй, дружочек!" (сл. и муз. С. Каратаевой)

[Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб: Музыкальная палитра, 2005.]

Муз. руководитель: Мы поприветствовали друг друга и готовы приступить к работе: А как готовятся артисты к спектаклю, кто из вас знает, ребята? (ответы детей). Да, в начале нужно поработать над текстом: внимательно прочитать, подумать о герое, которого нужно будет сыграть, разобрать сложные места (фразы, окончания, словосочетания), поработать над дикцией, чтобы речь была выразительной. Чтобы наша речь была понятной, давайте вспомним артикуляционную гимнастику с язычком.

Проводится артикуляционная гимнастика "Зарядка язычка"

[Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб: Музыкальная палитра, 2005.]

Муз. руководитель: Что ещё нужно артистам для спектакля, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, интересно и выразительно сыграть роль, помогает артисту костюм и грим. И мы с вами отправляемся в костюмерную.

Посмотрите сколько здесь различных костюмов и у нас есть возможность примерить эти костюмы и перевоплотиться в любого сказочного персонажа. Пожалуйста, выбирайте.

Предлагается импровизация "Изобрази сказочного персонажа"

(Дети выбирают понравившийся костюм, примеряют его и изображают своего героя).

Демонстрация презентации "Костюмерная" презентация 1.

Муз. руководитель: А теперь мы с вами в гримёрной комнате. Здесь артисты наносят на лицо грим, который добавляет выразительности образу героя.

Сейчас мы выберем для себя образ и загримируемся для него. Я хочу увидеть и озорных Котят, и грустного Пьеро, весёлых скоморохов и русских красавиц

Матрёшек. (Дети, с помощью взрослых, наносят грим различных героев).

Выполняется задание на мимику и пантомимику "Разные, разные лица:"

Демонстрация презентация "Гримёрная" презентация_2

Муз. руководитель: У вас получились замечательные образы! Но я вам предлагаю сейчас стать артистами театра для детей и показать для них кукольный спектакль. Чем нужно заняться после разучивания текста? (ответы детей). Вот и мы будем учиться управлять куклой. Надевайте на руку понравившуюся вам куклу и давайте их оживим.

Дети:

Мы не девочки, не мальчики,
Мы сейчас все - попугайчики.

Муз. руководитель:

Попугай, попугай
Всё со мною повторяй.

Проводится двигательная игра с куклами "Попугайчики".

(фонограмма песни П. Овчинникова "Кукляндия")

Муз. руководитель: Наши куклы научились двигаться так, что зрителям будет понятно, что делает кукла (говорит, танцует, спит или прячется от кого-то и т.д.). Но нужно чтобы всем было ещё и интересно за ними наблюдать. А для этого нужно передать образ героя, характер, его настроение. Поможет нам понять, как это сделать, игра.

Проводится фонопедические упражнения "Что у кого внутри?"

по методу В. Емельянова

У одуванчиков белых - взлеталка, Дети произносят "фу-у-у", сопровождая руками полётность звука.

У мотоциклов - рычалка, Дети произносят "р-р-р" или "бр-р-р", сопровождая звуки движениями рук, изображая "моторчик".

У часов - спешилка, Дети произносят "тик-так", изображая пальчиком стрелочку.

У девчонок - смешилка, Дети произносят "ха-ха-ха", сопровождая различными движениями, изображающие смеющегося.

У носика - сопелка, Дети изображают сопение.

У ёжика - пыхтелка, Дети произносят "пы-пы-пы", изображая ёжика.

У каблучка - стучалка, Дети импровизируют цоканием языка стучание каблучка

У лошадки - ржалка, Дети произносят "и-го-го", сопровождая звуки движением головы.

У телефона - звонилка, Дети произносят "д-зинь, д-зинь", прикладывая руку к уху.

У солнца - светилка. Дети раскрывают руки и пальчики и издают любой звук.

Муз. руководитель: Теперь у кукол появился характер, настроение. Но для красочности спектакля нужно добавить музыку. Она поможет артистам сыграть более ярко и выразительно свою роль. Поможет лучше изобразить, например, тяжёлую или старческую походку, чью-то грусть, быструю погоню или просто хорошее радостное настроение.

Ребята посмотрите, вот эти куклы напоминают мне одну сказочную историю, как вы думаете какую? (обратить внимание детей на куклы из сказки "Про Ёжика"). (Ответы детей). Да, это сказка про ёжика. Мы с вами эту сказку показывали в театре картинок для малышей. Давайте теперь покажем эту сказку при помощи кукол.

А вот теперь давайте подберём музыку, которая будет помогать играть нам в спектакле. Я предлагаю послушать музыкальные моменты, а вы попробуйте определить, кому из героев сказки поможет раскрыть образ эта музыка.

Слушание музыкальных картинок:

"Про медведя" (Д. Кабалевского)

[Ветлугина Н. Музыка в детском саду. М: Музыка, 1981.]

"Заяц белый" (обр. В. Агафонникова)

[Ветлугина Н. Музыка в детском саду. М: Музыка, 1981.]

"Рыжая лиса" (Ю. Слонова)

[Ветлугина Н. Играем и танцуем. М: Советский композитор, 1984.]

"Охотники" (С. Прокофьева)

[Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М: Владос, 1997.]

Муз. руководитель: Кто хочет сыграть Ёжика, а кто возьмёт роль Лисы? (дети выбирают роли по желанию). Сегодня вы будете артистами, а мы пойдём в зрительный зал и будем зрителями. Итак, спектакль начинается.

Показ кукольного спектакля "Про Ёжика"

[Хухлаева О.В. Лабиринт души. М: Трикста, 2005.]

Воспитатель: В одном лесу под старой сосной, жил в своей лесной норке ёжик. Он был маленьким серым ёжиком с множеством колючек на спинке. Ёжику очень одиноко жилось в лесу. Захотелось ему найти себе друзей. Однажды пошёл он гулять, а навстречу ему шла лиса.

Ёжик: Здравствуй, Лиса! Давай с тобой дружить.

Лиса: Ну, здравствуй, Ёжик. Посмотри, какой у меня красивый пушистый Хвост! Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты?

Воспитатель: Стало ёжику грустно, и пошёл он дальше. Тут из кустов выходит медведь.

Ёжик: Здравствуй, Миша! Ты не хочешь быть моим другом?

Медведь: Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя.

Воспитатель: Маленькому ёжику стало ещё грустнее. Вдруг послышался шорох в кустах и оттуда выпрыгнул зайчик.

Ёжик: Здравствуй, Заяц. Давай с тобой дружить?!

Заяц: Ты такой неуклюжий, не попрыгаешь с тобой, не побегаешь...

Воспитатель: Серому ёжику было очень обидно слышать такие слова. Он пришёл на берег старого лесного пруда и стал смотреть на своё отражение в воде.

Ёжик: Ну почему я такой маленький, такой колючий и неуклюжий?

Воспитатель: Слёзы ёжика градом полились в пруд, и некому было пожалеть его. Погоревал, погоревал ёжик и пошёл домой. По дороге он проголодался и решил набрать грибов.

Ёжик: Вот грибок, а вот ещё один, вот ещё... Теперь можно и пообедать.

Воспитатель: Вдруг мимо мчится лиса.

Лиса: Ой, помогите! Ой, спасите! За мной гонится охотник!

Охотник: Стой плутовка! Не уйдёшь! Воротник будет хорош!

Воспитатель: Ёжику стало очень страшно

Ёжик: Охотник такой большой, а я такой маленький...

Воспитатель: Но, не смотря на страх, ёжик свернулся клубком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся и упал.

Охотник: Ох! Что это было? Кочка, наверное... колючая какая! Ну вот! Теперь лису упустил.

Воспитатель: Пока ёжик спасал лису, он повредил себе лапку. Хромая, он побрёл домой. А возле старой сосны встретил лису.

Лиса: Спасибо тебе, Ёжик. Ты очень смелый! Все в лесу испугались охотника, а ты нет. Ты настоящий друг, потому что спас меня! Я буду с тобой дружить.

Воспитатель: С тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями. Ведь настоящий друг это не тот, у кого красивый хвост или быстрые ноги. Настоящий друг это тот, кто не бросит в беде!

Демонстрация презентации "Театр кукол" презентация_3

Муз. руководитель: Ну, уважаемые зрители, понравился вам спектакль? Спектакль был замечательный! Артисты играли очень убедительно. Но я думаю, что им помогла ещё и дружба сыграть так слаженно. Давайте закончим наш спектакль песней о дружбе.

Исполняется песня "Песенка друзей" (сл. Я. Акима, муз. В. Герчик)

[Ветлугина Н. Музыка в детском саду. М: Музыка, 1989.]

Муз. руководитель: Итак, ребята, мы сегодня с вами были артистами театра. Чему вы научились? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей). Вы были настоящими артистами! А хорошие артисты достойны дружных аплодисментов. Давайте поблагодарим друг друга за труд и доставленную спектаклем радость аплодисментами.

Спектакль окончен. Занавес закрыт. Театр опустел. Но мы обязательно сюда ещё не раз вернёмся.